Леонид Гайдай — интересные факты из жизни

Леонид Иович Гайдай — российский режиссёр, вершиной его творчества были 60 — 70 года прошлого века, когда советское кино было на высоком уровне. Фильмы тех лет являли собой пример национальной гордости за наш кинематограф. Это была кропотливая и поистине филигранная работа, которая выносилась на суд зрителей. Народную любовь нужно было заслужить. Леониду Гайдаю это удалось. Советские люди засматривались его фильмами и разбирали на цитаты диалоги героев. И уже давно нет Советского Союза, проходят года, сменяются поколения, а фильмы Гайдая актуальны и любимы по сей день. Именно юмор не подвластный времени и лёгкость восприятия этих картин, не оставляют равнодушным зрителя. Представляем интересные факты из жизни Леонида Гайдая.

Режиссер

Детство и молодость

Оглавление

В семье простых железнодорожных служащих, проживающих в Амурской области, 30 января 1923 года на свет появился мальчик. Назвали его Леня, детство и юность его связаны с Иркутском, куда перебрались его родители. Именно в этом городе 21 июня 1941 года он окончил школу.

Началась война. И в это трагическое для страны время Леонид не хотел оставаться в стороне, он записывается добровольцем на фронт, но его не берут из-за возраста. В этом время в Иркутск эвакуируют театр сатиры и молодой человек устраивается туда осветителем. Спустя год Гайдая всё же призывают на службу, но отправляют в тихое место, в Монголию объезжать лошадей для фронта. Леониду была в тягость тыловая служба, он рвался в бой. Юношеское рвение не осталось незамеченным, после окончания полкового училища, в звании сержанта, его отправляют на Калининский фронт командовать отделением. Здесь же выясняется, что Гайдай, хоть и на школьном уровне, знаком с немецким языком и его отправляют в разведку.

Не единожды молодому бойцу приходилось отправляться за «языком» (за информатором, которого нужно было взять в плен). 20 декабря 1942 года Леонида награждают медалью » За боевые заслуги». Он заслужил её когда в боях за деревню Енкино уничтожил троих солдат противника и их огневую точку. А уже спустя три месяца Гайдай получает серьёзное ранение ноги подорвавшись на противопехотной мине. Врачам, после пяти хирургических операций, удалось спасти ногу. Пробыв несколько месяцев в госпитале и идя на поправку, Леонид создаёт из сотрудников и больных труппу, они ставят водевили по Чехову и выступают с концертными программами, тем самым поднимая боевой дух товарищей. Но врачебная комиссия выносит свой вердикт: «К строевой службе не годен.» Так закончились фронтовые будни Гайдая. Он возвращается в Иркутск, в тыл…

Детство

Творчество

В городе своего детства Леонид закончил театральную студию. Работал в местном театре осветителем и актёром. Переломный момент в жизни Гайдая наступил в 1949 году, он уезжает в Москву и поступает во ВГИК на режиссёрский факультет, который закончил в 1955 году. Это и определило его дальнейшую успешную судьбу, по другую сторону экрана, в кресле режиссёра.

На счету у Леонида Гайдая не один десяток работ, но одними из самых ярких являются фильмы о Шурике; непутёвой троице — Трусе, Балбесе, Бывалом; ну и как же обойтись без Семён Семёноча Горбункова. Выступая в некоторых своих картинах не только как режиссёр, но и как сценарист, а иногда и актёр эпизода, Гайдай добивался нужного результата, а производимый эффект от просмотра созданных им фильмов лучше подтверждение правильности его действий. Вспоминая самые его колоритные работы, стоит отметить несколько фильмов.

Фильм

Пес Барбос и необычный кросс

В 1961 году выходит короткометражка Гайдая «Пёс Барбос и необычный кросс». Здесь же зритель впервые знакомится с Трусом, Балбесом и Бывалым. Созданию этой картины предшествовал провал комедии «Жених с того света» и исторического фильма про революцию «Трижды воскресший». Гайдай не сдаётся, он берёт перерыв и уезжает к родителям, в родном доме на чердаке, среди старых газет, он находит фельетон Степана Олейника «Пёс Барбос». Идея родилась моментально.

«Мосфильм» одобрил съёмку и режиссёр приступил к работе. Придумав клички главных героев, оставалось найти актёров на их роли. Работавший уже с Георгием Вициным, Гайдай сразу же решает отдать ему роль Труса. На роль Балбеса пробовался Сергей Филиппов, который нравился режиссёру, но на тот момент у актёра были параллельные съёмки. Тогда Вицин рассказал о клоуне, которого видел в цирке на Цветном бульваре, так роль Балбеса досталась Юрию Никулину. На Евгения Моргунова посоветовал обратить внимание руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев. Бывалый найден и утверждён. Гайдай был очень доволен выбором актёров, считал что типажи подобраны верно, да так что им даже не нужен грим. Так знаменитая троица прочно основалась в картинах режиссёра, кочуя из фильма в фильм.

Роль же Барбоса досталась дрессированной дворняге Бреху у которой уже был киношный опыт. Пёс конечно вносил сумятицы в творческий процесс и некоторые сцены приходилось переснимать много раз. Так кадр, где Барбос гонится с динамитом в зубах за троицей долго не могли снять, то четвероногий артист выплёвывал взрывчатку, то бежал в другую сторону, то вообще останавливался. Не обходилось без трений в актёрском составе, обладая не простым характером, Евгений Моргунов часто подтрунивал над коллегами и не всегда был дисциплинирован в работе.

Всего «Пёс Барбос и необычайный кросс» шёл десять минут, но Гайдай снял материала на полчаса. Худсовет дал разрешение на определённое количество минут и нужно было укладываться в обозначенное время и многие эпизоды пришлось вырезать, некоторые из них попали в другую работу режиссёра «Самогонщики».

Популярность короткометражки приобрела всесоюзный размах. «Пёс Барбос и необычайный кросс» участвовал в международных фестивалях, был номинирован на Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля, получил диплом кинофестиваля в Сан- Франциско и особый приз Лондонского кинематографического общества. Для самого Леонида Гайдая эта работа стала трамплином к покорению новых вершин.

Операция Ы

Следующий успешный фильм, который стоит отметить был » Операция «Ы» и другие приключения Шурика», вышедший на экраны в 1965 году. Здесь встречаемся со знаменитой троицей- Вицин-Никулин-Моргунов, в своих известных амплуа.

Главного героя должны были звать Владик, но цензура забраковала это имя, якобы ассоциирующееся с Владимиром Лениным. Так появился Шурик, на роль которого пробовались многие именитые актёры, такие как Александр Збруев, Евгений Жариков, а главным претендентом был Валерий Носик. Но увидевший фото Александра Демьяненко, Гайдай решил что главный герой должен быть таким, похожим на его самого.

Сценарий фильма, состоящего из трёх новелл, не раз переписывался и изменялся. Не обошлось на съёмках без импровизаций. Так сцены на складе, где у героя Никулина, после ранения в грудь, потекло вино, была придумана актёром на ходу. Эпизод где Балбес кладёт скелету палец в рот, а тот щёлкает зубами, тоже вышел случайно.

Многие реплики героев были позаимствованы Гайдаем из своей жизни. Фразу: » Огласите весь список, пожалуйста!» он взял из своей армейской службы в Монголии. Когда к ним в часть приехал военком и стал задавать солдатам вопросы: » Кто на флот?» ,»Кто в артиллерию?» .. Гайдай на все вопросы отвечал: » Я! «, тогда командир с сердцах крикнул: » Да подождите вы, дайте огласить весь список! «.

Роли второстепенных героев достались Михаилу Пуговкину, он сыграл прораба, хотя ему и предлагали роль тунеядца Феди, с которой великолепно справился Алексей Смирнов. И конечно роль Лидочки прославила юную Наталью Селезнёву.

Кавказская пленница

Идея фильма » Кавказкая пленница или новые приключения Шурика» зародилась на съёмках «Операции «Ы»…» Гайдай прочитал заметку о похищенной невесте и решил что стоит попробовать. Из этой истории, вместе с Никулиным они написали сценарий и дали ещё одну кинематографическую жизнь Трусу, Балбесу и Бывалому, а так же Шурику, из которого, как режиссёр думал ранее, он » выжал» всё. Фильм вышел в прокат в 1967 году и имел успех.

Главную женскую роль исполнила Наталья Варлей. Будучи артисткой цирка, она выполняла все трюки самостоятельно, а вот озвучила её героиню Надежда Румянцева.

Героя Владимира Этуша , товарища Саакова, должны быль звать Охохов, но выяснилось, что есть чиновник с такой фамилией и от идеи отказались. Затем выяснилось, что есть и чиновник Сааков и только министр культуры Фурцева поставила точку в этом вопросе, объявив, что нужно оставить всё как есть и не подстраиваться под чьи-то капризы. И конечно же как забыть коронную фразу Этуша «Шляпу сними!», которую актёр придумал во время съёмок.

Не обошлось и без конфликта, так случилось с троицей. Моргунов поссорился с Гайдаем и тот его выгнал со съёмочной площадки и уже в последних кадрах Бывалого заменил дублёр, который снимался со спины. Больше режиссёр никогда не снимал Моргунова и не общался с ним в жизни. А знаменитое советское трио распалось навсегда.

Бриллиантовая рука

В фильме 1969 года «Бриллиантовая рука» снялся Юрий Никулин, для которого и была написана эта роль. Ради съёмки актёр взял шестимесячный отпуск в цирке. В эпизодах так же можно увидеть его жену и сына. А такие яркие актёры как Нонна Мордюкова, Андрей Миронов, Анатолий Папанов согласились играть отрицательных персонажей.

И уже по сложившейся традиции, идея пришла к Гайдаю случайно, после прочтения в газете «Правда» статьи о контрабанде драгоценностей.

Так же как и во всех фильмах режиссера, фразы из «Бриллиантовой руки » ушли в народ. Такие как: «Я не трус, но я боюсь.» ,»Чтоб ты жил на одну зарплату!», «Как говорил один мой знакомый <Я слишком много знал>..», » Поскользнулся, упал, потерял сознание… закрытый перелом…очнулся гипс!»

Успех » Бриллиантовой руки» был колоссальный, его посмотрело 77 миллионов зрителей.

Иван Васильевич меняет профессию

В 1973 году выходит очередной фильм Гайдая, снятый по пьесе Булгакова «Иван Васильевич.» Сценарий писали у режиссёра дома, его соавтором был Владлен Бахнов, живший в квартире напротив. Готовый вариант комедии получил название «Иван Васильевич меняет профессию.»

Главную двойную роль царя и Бунши исполнил Юрий Яковлев, который очень хотел сниматься у Гайдая. Хотя изначально предполагалось что играть будет Никулин, но тот отказался, считая что у фильма не будет успеха, потому что он написан по запрещённому произведению Булгакова.

Роль домушника Жоржа Милославского досталась Леониду Куравлёву, он обошёл на пробах Анатолия Кузнецова и Вячеслава Невинного и отлично вписался в команду режиссёра.

Анатолия Семёновича Шпака сыграл Владимир Этуш, он так хорошо вжился в роль, что в нём трудно было узнать товарища Саакова из «Кавказкой пленницы».

И уже знакомый Шурик- Александр Демьяненко составил творческий союз с Натальей Селезнёвой, они сыграли роли изобретателя машины времени и его жены-актрисы.

В фильме россыпь звёзд советского экрана: Савелий Краморов, Михаил Пуговкин, Натальи Крачковская и Кустинская, Сергей Филиппов.

Эпизоды старой Руси снимали в Ярославской области городе Ростове. А гениальное изобретение Шурика- машину времени создал скульптор Владислав Почечуев, в то время, как конструкторское бюро не справилось с заданной режиссёром задачей, их вариант оказался скучным.

Комедия имела успех не только на Родине, но и за рубежом и выходила под названием «Иван Грозный: Назад в будущее.»

Память

Удачными были фильмы » 12 стульев», «Спортлото-82», а так же комедии времён Перестройки, ставшие его последними творениями, а именно «Частный детектив или операция «Кооперация » и на «Дерибасовской хорошая погода или на Брайтон-Бич опять идут дожди.» Кстати, некоторые сцены последнего фильма снимались в Америке в одном из развлекательных центров Дональда Трампа, в титрах написали благодарность Трампу.

Леонид Гайдай оставил после себя творческое наследие из полюбившихся фильмов, которые дарили людям радость и гарантировали хорошее настроение. Бывший фронтовик никогда не снимал фильмов о войне, он считал что в жизни мало смеха, а горя и слёз русский народ хватил сполна.

Леонида Иовича Гайдая не стало 19 ноября 1993 года. Но память жива о нём пока не забыты его фильмы и судя по народной любви к его творчеству это случится ещё не скоро.