Опера — интересные факты

Слово «опера» итальянского происхождения и означает в переводе «труд», «работа». Такую же трактовку дает и перевод с латыни. Существует еще понятие «мыльная опера», но оно не имеет никакого отношения к песенному искусству. Понятие «мыльная опера» появилось в 1939 году. Так называли сериалы и развлекательные программы, спонсорами которых были «мыльные олигархи» — производители и продавцы мыла. Они финансировали театрализованные постановки, фильмы и разные шоу. Представляем интересные факты об опере.

Париж

Они были первыми

Оглавление

  1. Первая в России опера была придумана в 18 веке, при дворе императрицы Елизаветы. Она называлась «Цефас и Проксис». Говорят, что автором стихов и диалогов была сама царица. А музыку к ней написал итальянский композитор Ф.Арайя.
  2. А первая в мире опера была поставлена в 1600 году. Называлась она «Эвридика». Ее авторы – О. Ринуччи и Д. Пери.
  3. Первой женщиной–композитором, написавшей музыку к опере, была опять-таки итальянка Франческа Каччини. Ее произведение датируется 1625 годом. К сожалению, название оперы не сохранилось.
  4. На самом деле, первые упоминания об опере, вернее, о ее подобии, встречаются еще у древних греков и египтян. Но ни одно из тех произведений, разумеется, не сохранилось.
  5. Первый оперный театр открылся в Венеции в 1637 году. Именно здесь впервые была исполнена опера в ее современном варианте, то есть без диалогов.
  6. Первым русским композитором-классиком, прославившимся благодаря опере, стал М.И.Глинка. Его опера называлась «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»).
  7. Моцарт сочинил свою первую оперу в 12-летнем возрасте. Это был «ремейк» на известную в то время интермедию.
  8. Первым оперным певцом, не использовавшим модуляцию голоса, был Энрико Карузо. Он просто исполнял свои партии «форте», то есть громко.
  9. Первой и единственной оперой Бетховена была опера «Фиделио». Он работал над ней 11 лет. Но услышать свое детище композитору не довелось: он дирижировал оркестром, уже будучи глухим. Произведение, кстати, имело успех.

Запреты

  1. В XVII веке все женские партии в опере исполняли мужчины, так как женщинам запрещалось петь на сцене, даже в хоре. Самым известным оперным певцом, имевшим широкий диапазон голоса – от сопрано до альта, был Б.Ферри. Позже, когда женщин «допустили» на сцену, партии, написанные для оперных певцов, стали исполнять те из певиц, кто имел контральто – очень редкий тембр голоса.
  2. В «серьезной опере», появившейся как жанр в 18 веке, артистам запрещалось стоять нормально и передвигаться по сцене. Они должны были все представление находиться в третьей балетной позиции и так петь! Пятки вместе, носки врозь, колени согнуты – кто бы рискнул петь в таком положении сейчас? Разве что клоун в цирке.

Провалы

  1. Премьеру оперы Дж.Пуччини «Мадам Баттерфляй» публика освистала. Критики тоже отнеслись к ней с неодобрением.
  2. С треском провалились и две другие оперы, являющиеся сейчас классикой – «Травиата» и «Севильский цирюльник».
  3. Та же участь должна была постигнуть и оперу Гуно «Фауст», но находчивый импресарио придумал хитрый ход: раздал билеты беднякам и объявил о том, что все билеты проданы. Вместо провала «Фауста» ждал аншлаг!
  4. Премьера второй по счету оперы Глинки «Руслан и Людмила» тоже провалилась. Император Николай I покинул зал, не досмотрев представление до конца. Его примеру последовали и многие другие зрители. Современники поговаривали, что Глинка не особо старался при ее написании – у него даже не было цельной партитуры, лишь несколько отрывков. Из них он и «собрал» оперу. В дальнейшем опера имела ошеломляющий успех – ее ставили 32 раза в театрах Москвы и Петербурга!

Их погубила опера

Основоположник французского оперного искусства Жан-Батист Люлли, дирижируя оркестром во время представления своей оперы, случайно поранил дирижерской палочкой ногу. Развилась гангрена, и Люлли вскоре умер. Кстати, дирижерская палочка – тоже его изобретение.

Моцарт, как известно, был членом масонской ложи. В своей последней опере «Волшебная флейта» он старался показать масонские идеалы: дружбу, верность идее, единение с природой. Но масоны усмотрели в ней, помимо всего прочего, и разоблачение кое-каких секретов масонской ложи. Именно это и стало причиной смерти композитора через 9 дней после премьеры. Антонио Сальери, который сознался в отравлении композитора, подсыпал ему яд по приказу организации «вольных каменщиков». Это одна из версий смерти Моцарта, но она вполне правдопобная. Масоны – это антихристинская организация, те, кто является членом масонской ложи, автоматически отлучается от церкви.

Н.А.Римский-Корсаков, композитор-«сказочник», написавший оперы по сказкам А.С.Пушкина, скончался в 1908 году от инфаркта. А инфаркт случился у него после запрета его оперы «Золотой петушок». Цензура усмотрела в сюжете оперы-сказки ни много ни мало – «намек на низвержение царской власти» и «насмешку над Его императорским Величеством».

Самые-самые

Самая длинная постановка – опера Р.Вагнера «Кольцо Нибелунгов». Она имеет 4 части, каждая из которых может быть поставлена и как отдельное произведение. Но Вагнер задумал их целиком – как продолжение друг друга. В результате опера длилась 18 часов, с перерывами на антракты. Кстати, тетралогия Вагнера и трилогия Толкиена «Властелин колец» имеют довольно похожий сюжет.

Самую «молчаливую» роль в опере сыграла итальянская артистка XIX века. Ее звали Фанелла, и она была немая. Поэтому вся ее партия – мимическая.

Самые преданные «фанаты». Очень часто перед представлением композиторы за деньги нанимали специальных людей, которые во время представления поддерживали артистов овациями, криками «Браво!», или, «засланные» на концерт к «конкурентам», громко кричали, свистели и топали ногами. Такая группа называлась «клака».

Самая необычная ария. Во время работы над одной из своих опер Дж.Россини заметил, что одна из актрис поет фальшиво. Заменить ее он не мог, а потому пошел на хитрость. Поняв, что ей хорошо дается только одна нота – си бемоль – он написал арию, состоящую только из этой ноты. Тем самым и прославил эту певицу.

Самые продолжительные аплодисменты «сорвал» Пласидо Доминго во время исполнения партии Отелло. Зал рукоплескал ему 80 минут! Этот рекорд занесен в книгу рекордов Гиннеса.

Самая «быстрая» опера – «Севильский цирюльник». Она была написана всего за 2 недели.

А одна из самых «долгих» — опера «Князь Игорь». Ее автор – профессор, академик Медицинской академии, химик А.А. Бородин. Он писал свою оперу 18 лет. Но так и не успел дописать до конца. Заканчивали оперу два его друга – Н. Римский–Корсаков и И.Глазунов.