Скрипка — интересные факты
Скрипка — музыкальный инструмент, пользующийся особой любовью за изысканный внешний вид и неповторимый тембр, близкий по звучанию к голосу человека, но более многогранный и яркий. Скрипка заслужено носит имя «королева оркестра». Представляем интересные факты о скрипке.
История
Оглавление
Инструмент похожий на современную скрипку появился в XIV веке и считался народным. Признание у дворян скрипка получила в 1560 году, когда мастер Амати получил заказ на 24 скрипки для придворных музыкантов императора Карла IX.
Соперником Амати был другой мастер скрипичных дел – Гаспаро де Соло. Историки спорят о том, кто же из них автор образа современной скрипки. Некоторые же считают, что первым в этом был учитель Амати Гаспаро Бертолотти. Из мастерских Гварнери и Страдивари вышли не менее прекрасные экземпляры скрипок.
В руках музыкантов-виртуозов скрипка обрела небывалую славу – Паганини, Тартини, Лолли. Особое место этот инструмент занял в творчестве композитора Вивальди. Его сочинения для скрипки входят в мировую коллекцию классической музыки.
Звук
Если композитор хочет донести до зрителей чувства главных героев оперы или балета, передать их характеры он пишет основную партию именно для скрипки. Ее звук может быть одновременно мягким и сильным, бодрящим и успокаивающим.
У каждой скрипки свой неповторимый голос. Тембр ее звучания зависит от качества инструмента, набора струн и уровня подготовки исполнителя. Идеальное совпадение всех условий рождает шедевры музыкального искусства.
Применение и репертуар
В составе симфонического оркестра почти треть занимают скрипки. Скрипка прекрасна в сольных партиях. Ее главное достоинство – широкое разнообразие звуков и не менее богатая палитра их оттенков.
Самый распространенный ансамбль с участием скрипки – струнный квартет в составе двух скрипок и альта. Множество произведений в разных стилях написано для этого квартета. А концерты для скрипки с оркестром стали мировой классикой.
В начале XX века скрипач Джо Венути впервые исполнил на скрипке джазовые композиции.
Конструкция
Для создания скрипки требуется собрать воедино более 70 деталей из разных пород дерева.
Традиционные породы деревьев для скрипки:
- Ель резонансная для верхней деки
- Клён для завитка, нижней деки и шейки
- Красное дерево, ольха, липа, хвойные для обручиков
- Чёрное дерево для грифа
- Хвойные для клоцев
- Самшит, чёрное или розовое деревья для подбородника, пуговицы, колок.
На классической скрипке крепятся четыре струны. Иногда ставится пятая альтовая струна. Для струн используют жилы, шёлк или металл.
Кто из мастеров изготовил скрипку, можно определить по отдельным деталям. Неповторимой же деталью – «росписью мастера», считается завиток.
Большое значение мастера придавали лаку для покрытия инструмента. От его качества зависит долголетие скрипки и сохранность её голоса. Состав лака хранился мастером в строжайшем секрете. Иногда ученики так и не узнавали точного состава лака.
Полноразмерная скрипка имеет общую длину 60 см, длина корпуса – 35 см, вес от 300 до 400 гр. Для детей выпускают инструменты от 32 до 43 см.
Для игры на скрипке используют смычок – деревянную трость с натянутым вдоль конским волосом, натертого канифолью для лучшего звука. Длина смычка 75 см, вес – 60 грамм.
Сегодня музыканты используют как классические инструменты так и электроскрипки. Но как бы скрипка не выглядела, ее звук продолжает поражать слушателей красотой и силой.
Игра на инструменте
Для извлечения звука струны прижимаются к грифу пальцами левой руки. В правой держат смычек и водят им по струнам. От силы прижатия струн и способа ведения смычка зависит высота, характер и тембр звука.
Диапазон скрипки — от соль малой октавы до четвёртой октавы.
Флажолеты – при не сильном нажатии на струны создаются звуки похожие на звучание флейты.
Тремоло – быстрая смена двух звуков или повторение одного и того же звука, вызывающая эффект дрожания.
Коль леньо – постукивание древком смычка по струне создает сухой звук.
Рикошет – бросок смычка на струну с отскоком.
Пиццикато (подсекать) – игра без смычка – щипком струн пальцами.
Для исполнения лирических произведений скрипачи пользуются сурдиной – гребешком из дерева или металла для смягчения звучания.
Одновременно на скрипке можно брать две ноты на соседних струнах, при большем давлении смычка – три ноты. Поочередно, но с большой скоростью можно взять три, а то и четыре ноты.
Для освоения инструмента требуется много времени и старания. Скрипач должен обладать высокой чувствительностью пальцев и богатой мышечной памятью. С возрастом шансы стать виртуозом уменьшаются. Чувствительность пальцев зрелого человека меньше, чем у молодого, а тренировка мышечной памяти потребует большего времени. Поэтому лучше обучение начинать в возрасте от пяти лет или раньше.
Занимательная информация
- Около 170 калорий в час расходуется во время игра на скрипке.
- На скрипичный смычок натянуто до 200 волосков.
- Полностью воспроизвести звучание скрипки с помощью аппаратуры невозможно.
- До 1750 года в Италии для скрипичных струн использовали овечьи кишки.
- Первое произведение для скрипки в 1620 году было написано композитором Марини.
- Эйнштейн умел играть на скрипке.
- Наиболее ценными признаны инструменты Гварнери и Страдивари. За скрипку Гварнери в 2010 году заплатили 18 миллионов долларов. А каждая из сохранившихся скрипок Страдивари уникальны по своему строению и звучанию. Средняя цена на скрипки Страдивари около 4 миллионов долларов.
- Вершиной техники игры считается «Полёт шмеля» – из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова. Скрипачи всего мира соревнуются на скорость его исполнения. Д.Гарретт установил рекорд, исполнив фрагмент за минуту и 6,56 секунды.
- Хороші сучасні скрипки мають краще звучання, ніж інструменти, виготовлені Страдіварі.