Интересные факты о Жорже Бизе

Жорж Бизе — интересные факты

Полное имя знаменитого композитора- Александр Сезар Леопольд Бизе. Интересно, что такая вариация имени дарована ему родителями не просто так – в его имя добавили имена известных полководцев: легендарного Цезаря, Александра Македонского и, вероятно, Леопольда I, императора Священной Римской империи. Интересные факты о Жорже Бизе.

Композитор

Семья

  1. Будущий композитор родился в Париже.
  2. Имя Жорж дали при крещении.
  3. Интерес к искусству, музыке, а потом и дальнейшее призвание к этой сфере Жорж (так его звали в домашнем кругу) получил в семье: его мать прекрасно владела фортепиано, а отец преподавал музыку в учебном заведении.
  4. Отец Жоржа Бизе перед свадьбой был простым парикмахером. Однако, семья невесты потребовала, чтобы он сменил род своей деятельности. Жениху, Адольфу Аману Бизе, пришлось сменить профессию, став учителем музыки.
  5. Его мать, Эме, обучила своего сына нотной грамоте и игре на фортепиано, когда малышу было всего пять лет.
  6. Сначала маленький Жорж был увлечено книгами и мечтал стать писателем. Мать приложила немало усилий, чтобы принудить его заниматься музыкой.
  7. Ребенок был любим, но жил в суровых условиях традиционного воспитания: жесткий график, распорядок дня и занятий, четко ограниченное время на отдых и досуг.
  8. Уже в юном возрасте, Жоржу было тогда немногим больше девяти лет, он стал учеником консерватории в Париже, так как омел хорошие музыкальные способности.
  9. Он был один из самых юных учеников в консерватории. Уже в 19 лет он стал композитором.
  10. Ребенок обладал также хорошим музыкальным слухом, что позволило ему выиграть премию, а также курсы на безвозмездной основе инструменту и основам композиции у П. Циммермана- композитора, музыкального педагога.
  11. Он восхищался музыкальным даром Л. В. Бетховена и В. А. Моцарта- именно их произведения, уже тогда ставшие известными, сильно повлияли на формирование его музыкального вкуса.

В детстве

Творчество

  1. Жорж Бизе является автором оперы «Кармен».
  2. Первая постановка оперы «Кармен» была не особенно удачной, поэтому композитор, страдая от непризнания его творения, во власти нервного смятения бросился в реку Сена, чтобы, как говорится, «остыть» и побороть напряжение (это не была попутка самоубивства). На следующее утро у него открылась лихорадка, начали неметь руки и теряться слух.
  3. Жорж Бизе умер в возрасте 37-ми лет, не узнав, что через несколько месяцев «Кармен» будет поставлена в Венской опере.
  4. Изначально, еще при жизни Жоржа Бизе, о нем говорили, преимущественно, как о выдающемся пианисте, нежели как о композиторе. Всеобщее признание была безапелляционным: все музыкальные критики говорили, что он прекрасно владеет инструментом и удивительно тонко чувствует его.
  5. Однако сам Бизе, несмотря на то, что карьера пианиста — легкий и безопасный путь к процветающей карьере, предпочел более тернистый путь композитора.
  6. Мечтой всей жизни у Бизе на музыкальном поприще было создавать музыку для театральных постановок, поэтому он отбросил перспективу давать концерты самостоятельно.
  7. Читал Гюго, Шекспира, Мольера, Гомера.
  8. Следуя за своей мечтой, он сочинял музыку в различных жанрах под руководством Ф. Галеви- одного из основоположников жанра большой оперы.
  9. Жорж Бизе также в совершенстве владел таким могучим инструментом, как орган. Здесь его наставником был Ф. Бенуа, под его протекцией Бизе завоевал несколько грамот и премий по владению органным искусством.
  10. Жорж Бизе получает возможность обучения заграницей: два года он пробыл в стажировке в Риме и один год — в Берлине. По окончании стажировке Бизе предоставили право на сочинение музыкального произведения в одном акте в одном из парижских театров.
  11. Рим- любимый город Бизе, он восхищался итальянской архитектурой, с удовольствием знакомился и общался с итальянцами — ему полюбилась эта нация.
  12. Несмотря на то, что он проникся любовью к Италии, всю свою недолгую жизнь Бизе прожил на своей родине, в горячо любимом Париже. Он никогда не покидал его, даже во время военных действий, когда него была возможность избежать участи видеть военные потрясения. Он не мог отказаться от своего дома, где родился и прожил свою жизнь. Тем более, в Париже впоследствии будет похоронена его мать, которая была одним из самых близких для него человеком.
  13. Ж. Оффенбах, владеющий театром на Монмартре, объявил конкурс на написание комедийного музыкального произведения. Одним из двух победителей оказался молодой Жорж Бизе, которого поощрили золотой медалью и денежным вознаграждением в сумме тысяча двести франков.
  14. После этой победы Бизе оказался среди избранного музыкального круга, в котором был даже известный Дж. Россини- итальянский композитор.
  15. Бизе стал обладателем Римской премии, для которой он представил публике кантату «Кловис и Клотильда». Он занял, как бы сейчас сказали, первое место, после чего отправился в Рим для отшлифовки своего мастерства.
  16. В зрелые годы жизни Бизе написал оперу «Искатели жемчуга», а также, что необычно, оперу «Иван Грозный».
  17. Опера «Искатели жемчуга» была представлена в 1863 году и получилась хвалебные отзывы от зрителей. Тем не менее, многие музыкальные критики обвиняли Жоржа Бизе в копировании музыкального стиля Вагнера.
  18. Действие этой оперы происходит тогда еще в Индии( сейчас- Шри-Ланке), на острове Цейлон в среде искателей жемчуга.
  19. Опера «Иван Грозный» не удосужилась быть поставленной при жизни, так как Бизе был уверен в бездарности этого произведения. Ходили слухи, что композитор уничтожил свое творение. К счастью, в тридцатых годах произведение было обнаружено в одном из архивов, а в 1942 году поставлена в Париже, оккупированном фашистами. Главным условиям постановки оперы было то, чтобы в зале не присутствовало немцев, так как сюжет на русскую тематику мог вызвать приступ ярости, к тому же в войне перевес уже был на стороне СССР.
  20. В СССР и в России эта опера не ставилась никогда, так как многие исторические события содержат фактологические ошибки, а имена и личности искажены.
  21. Еще одно известное произведение Бизе- опера «Арлезианка», которая содержит в себе не просто эффектное музыкальное обрамление, а целые законченные и сложные музыкальные произведения.
  22. Бизе не один работал над сюитами «Арлезианки»- первую половину написал он сам, вторую- его друг и творческий компаньон- Эрнест Гиро
  23. Бизе женился на дочери своего учителя, Женевьеве спустя два года знакомства. У них был сын Жак. В 1861 году умерла мама, затем ушел из жизни его учитель Галеви, потом последовал разрыв с любимой женой. Это истощило внутренние силы композитора.

Молодость

Творчество

  1. Жорж Бизе является автором оперы «Васка да Гама», которую он сочинял одновременно с комической оперой «Опера-Комик»- эта миссия возложена на него как на Римского лауреата.
  2. Написал религиозную оду «Te Deum».
  3. В 1867 году Бизе был приглашен в одну из парижских газет в качестве музыкального обозревателя. Материальное положение композитора было бедственным, поэтому он принял это приглашение. Он написал статью, которую публика и критика приняли более чем доброжелательно, однако его писательское поприще не пришлось по душе Жоржу Бизе, отчего он и не публиковал более статей. Интересно, что в газете он представился Гастоном де Бетси, может быть, не желая, чтобы кто-либо узнал, кто действительно скрывается под обычным обозревателем.
  4. Денег у Бизе и его отца в это время практически не было, двум талантливым людям приходилось давать частные уроки, чтобы хоть как-то поддерживать уровень своего благосостояния.
  5. Война привела к тому, что Бизе заботится скорее не о процветании своего творчества, а о том, как заработать денег. Многие свои произведения, написанные в этот период, композитор называет посредственными, но в это время его не заботит творческая наполненность своих творений- его заботит вопрос финансов.
  6. Франко-прусская война потребовала всеобщей мобилизации военный сил, Жоржа Бизе призвали в армию. Он даже прошел общую военную подготовку и получил солдатскую форму.
  7. Однако, как победитель Римской премии, он получил привилегию: освобождение от службы. У него была возможность уехать из города и даже из страны, однако он остался в Париже и помогал своим соотечественникам, патрулируя город и неся повинность в крепостном валу.
  8. После капитуляции Парижа Безе с семьей пришлось сменить много городов своего проживания: Бордо, Компьен, Лё-Визене. В таких поездках у четы Бизе родился их единственный сын.
  9. Даже в суровое военное время композитор продолжал работать. Так, он сочинил оперу «Джамиле», которая была показана в театрах в 1872 году.
  10. Здание Большой Оперы, где должно было ставиться его произведение «Сид» пострадало от пожара, поэтому оперу пришлось играть в зале, который не был приспособлен к такой обстановке.
  11. Произведения Жоржа Бизе очень часто вызывали волны критики и непринятия в своих кругах, что приводило композитора в состояние упадка.
  12. После ухода из жизни великого композитора большинство его произведений было передано на хранение в архив и библиотеку Консерватории в Париже. Однако же, некоторые из творений оказались у второго супруга вдовы Бизе. Они были немедленно изъяты и помещены в соответствующие архивы.

Кармен

  1. Над этой оперой композитор трудился целый год, причем начал он эту работу по совету друзей, которые и предложили ему эту идею.
  2. Одним из первых, кто по достоинству оценил «Кармен», был уже упомянутый нами П.И. Чайковский, который впервые увидел ее на сцене парижского театра.
  3. Было очень проблематично поставить на сцене произведение с драматичным финалом, публика не была приспособлена к такому и в массовой культуре того времени было не принято ставить трагичный финал.
  4. Еще одной проблемой этой оперы было то, что она повествует о жизнях представителей низших сословий. Высший свет мог воспринять это как прямое оскорбление в свою сторону.
  5. После первого представления оперы многие из элиты общества демонстративно покинули зал, а газеты пестрели заголовками о полном творческом провале Жоржа Бизе.
  6. Тем не менее второе представление было встречено публикой восторженно. Сейчас есть предположение, что осуждение в газетах есть происки врагов композитора.
  7. «Кармен» ставили тридцать семь раз, что уже говорило о полном триумфе, хотя некоторые критики считали оперу провальной и скандальной.
  8. Наибольшей популярностью для саундтреков в кинематографе пользуется, разумеется, фрагменты оперы «Кармен», в частности, увертюра, «Хабанера», ария Тореодора. Также музыка Жоржа Бизе звучит в кинопроизведениях «Книга жизни», «Танцы без правил», «Этим утром в Нью-Йорке».