Саграда Фамилия — интересные факты

Temple Expiatori de la Sagrada Famlia — это уникальный храм Святого Семейства во втором по величине городе Испании, Барселоне. Базилика основана в 1882 году. Представляем интересные факты о церкви Саграда Фамилия.

Барселона

Архитекторы

Оглавление

Первый проект был предоставлен архитектором по имени Франциско дель Вильяром, а храм задумывался как неоготическая базилика, имеющая форму латинского креста.

В конце того же 1882-го года архитектором стал Антонио Гауди, в гениальность которого верили уже его современники. Новый зодчий полностью переосмыслил архитектуру базилики, спроектировав здание в стиле модерна, модного в конце XIX века, но при этом поставил цель отобразить в архитектуре своё видение Нового Завета. Колонны он хотел представить в виде деревьев, а в оформлении считал возможным использовать декоративных улиток и ящерок. Уже в процессе работы известный архитектор спланировал множество деталей и продумал использование в конструкции сложных фигур, таких как гиперболоид, геликоид и коноид. Благодаря этому строение даже по современным оценкам устойчиво и способно выдержать серьёзное землетрясение и ураганный ветер. С 1918 года Гауди не принимал заказов, решив посвятить себя работе над храмом. Но при жизни зодчего, в итоге посвятившего почти 40 лет строительству Саграда Фамилия, была завершена только одна из четырёх колоколен фасада Рождества. Антонио Гауди похоронен в часовне Девы Марии в крипте — подземной части строения, над которым столько трудился.

Доменек Сугранес работал с Гауди с 1902-го года и возглавлял возведение храма с 1926-го и до своей кончины спустя двенадцать лет. Он успешно окончил работу над тремя оставшимися башнями, принадлежащими фасаду Рождества.

С 1939-го года ведение проекта продолжил архитектор Франсес де Паула Кинтана-и-Видала, но будучи почитателем творческого гения Гауди, новый архитектор опасался испортить первоначальную задумку и вёл работы очень осторожно и медленно.

Скульптуры

Строительство

…ещё не закончено. Причина этому — отсутствие постоянного финансирования. С самого начала и поныне строительство ведётся исключительно на пожертвования. На данный момент стоимость работы над базиликой в течение года равна 25-и миллионам евро.

К 2026-му году планируется полностью завершить храм Святого Семейства. В том же году исполняется 100 лет со дня смерти Антонио Гауди. Срок возведения церкви будет составлять уже 144 года.

Самая высокая из 18-и башен, посвящённая Иисусу Христу, должна будет достигнуть высоты в 170 метров, однако её строительство только началось. Гауди предпочитал символичность во всём и говорил, что ничто, созданное человеком не может превзойти созданное Богом. Потому даже самая высокая башня церкви должна быть на один метр ниже самой высокой точки города — горы Монжуик.

Искупительный Храм Святого Семейства строился на пустыре возле Барселоны, где пасли коз, а поблизости отсутствовало приличное жильё.

Для того чтобы дети строителей учились, Антонио Гауди построил маленькую школу рядом со строящимся объектом в 1909-м году. Сейчас бывшая школа — музей Саграда Фамилия.

В нашем веке проектировщики используют компьютерные технологии и программы, и благодаря этому строительство заметно ускорилось.

Гауди проектировал своё последнее здание так, чтобы поместить в его структуре лифты, позволяющие быстрее добираться до башен, с которых открывается наиболее красивый вид на Барселону и море.

Одна из идей Гауди заключается в том, что в ветреную погоду башни должны резонировать, создавая своё звучание.

Современники полагали, что девяностометровые колонны, созданные для башен, развалятся под собственным весом, однако недавние исследования показали, что все расчёты Антонио Гауди были верны.

Храм

Сложности и детали работы

Гауди нередко пользовался неординарными методами. Имея сложности в рисовании и черчении, он предпочитал лепить модели из гипса, а кроме того конструировал из цепей и гирь сложные подвесные конструкции, которые помогли ему продумать верное размещение нагрузки на основание.

Предпочитая точность и естественность, он искал подходящих натурщиков для скульптур людей по всей Барселоне. Для изваяний Иуды и Понтия Пилата моделями, по словам современников, стали церковный сторож и местный козопас. А для сюжета с избиением младенцев Гауди использовал гипсовые слепки, снятые с детей рождённых мёртвыми в местной больнице.

Ради той же естественности Гауди снимал точнейшие мерки с животных, ради чего усыплял хлороформом животных, подбирал мёртвых птиц и однажды даже подвесил осла в своей студии. Лепные растения, украшающие фасады, воспроизведены с тех, что растут в Палестине и Каталонии. И, конечно же, все скульптуры выполнены в натуральную величину.

Гипсовые фигуры поднимались и опускались рабочими на опасную высоту по нескольку раз для того, чтобы архитектор увидел то, насколько реалистично скульптуры будут смотреться в ансамбле. С помощью постоянного фотографирования с разных точек Гауди искал способы получить визуальные искажения, отвечавшие его задумке.

Проект базилики воспринимался откровенно выдающимся, так как Гауди отказался от традиционно использующихся контрфорсов. Но расчёты зодчего показывали, что ради снижения нагрузки на несущие колонны никакие подпорки не требуются.

Во время гражданской войны в Испании, в 1936-м году, в храм ворвались анархисты и устроили пожар в склепе и школе для детей. Огонь уничтожил значительную часть чертежей, макетов и записей, оставленных архитектором-творцом, что стало причиной серьёзных проблем у последующих руководителей строительства. Макеты здания частично восстановили в 1939-1940 гг. но в планах, оставленных талантливым зодчим, появились пробелы, а из-за них, в свою очередь, возникло мнение о том, что в поздние годы архитектуру базилики испортили, нацеливаясь лишь на привлечение туристов, игнорируя великий замысел. Мнение вылилось в призыв остановить возведение памятника Святому Семейству. Более четырёх сотен деятелей искусства со всей Испании высказались против продолжения строительства. И, тем не менее, оно продолжилось.

В строительстве используются бетон и каменные блоки, подгонять которые друг к другу теперь помогает специальная программа.

Если более века назад церковь строилась на пустыре, то сейчас вокруг Саграда Фамилия — город, целый микрорайон которого придётся снести из-за работ над фасадом Славы.

Занимательная информация

Папа Бенедикт XVI освятил в 2010-м году ещё незавершённое строение, присвоил ему церковный титул Малой папской базилики, и тогда же объявил, что Саграда Фамилия готов для ежедневного богослужения.

Искупительный Храм Святого Семейства, несмотря на одиозность, популярность и размеры, вовсе не считается главной церковью Барселоны — таковым является Собор Святого Креста и Святой Евлалии.

Не смотря на то, что участок земли для базилики куплен совершенно законно, вокруг вопроса возведения базилики с течением времени множились проблемы. Храм около 100 лет не имел официальной лицензии на строительство, и желанная лицензия получена только недавно.

Саграда Фамилия включён в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1984 году. Решение было принято благодаря инновационной архитектуре и выразительной композиции скульптурного оформления, редкого и крайне необычного.

Нашлось множество людей искусства, художников и писателей, которым оригинальный вид церкви не понравился. И, тем не менее, большинство людей считают Саграда Фамилия красивым храмом. Цифры подтверждают: каждый год храм посещает около трёх миллионов туристов.