Третьяковская галерея — интересные факты

Третьяковская галерея является главным местонахождением предметов искусства в России. Музей имеет богатую историю. Представляем интересные факты о Третьяковской галерее.

Музей

История

Оглавление

Патриотическая концепция галереи изначально не входила в планы основателя. Название галерея получила от фамилии ее основателя Павла Третьякова. Третьяков – известный меценат и купец, с раннего возраста увлекающийся изобразительным искусством. Началась любовь с иллюстраций для книжек и гравюр. Источником для коллекционных покупок служил воскресный Сухаревский рынок. Любопытно, что в начале пути Павел даже не задумывался, что галерея будет состоять из исключительно русских произведений, потому что основателями коллекции стали 11 листов голландских художников. Но, так называемые «блошиные» рынки опасны тем, что можно наткнуться на подделку, поэтому не каждый будет рисковать и приобретать работы без гарантии подлинности. Самый лучший вариант – забирать картину из рук автора.

Первые упоминания о планах создания найдены в завещании. На 28 году жизни Павел Третьяков загорелся идеей поехать в Западную Европу с целью исследования фабричных льноткацких установок. В те времена для поездки обязательным было составление завещания, где Павел смело распоряжался наследством и самостоятельно нажитым имуществом, а главным пунктом стал вклад размером 150 000 рублей на создание картинной галереи в Москве. Меценат душевно описал важность ее существования и то, насколько его душа принадлежит миру искусства.

Первое полотно. Полотном-основателем принято считать «Стычку с финляндскими контрабандистами».

Архитектурный вклад Васнецова. Галерея располагалась на усадьбе Третьяковых, приобретенной в 1851 году. Со временем количество экспонатов увеличивалось, как следствие приходилось возводить дополнительные пристройки, так, когда Третьякова уже не было в живых, появился фасад, сделанный по изображению Васнецова, архитектор Башкиров. Макет выглядит весьма аутентично: русский кокошник и рельеф Георгия-Победоносца.

Экспозиция

Коллекция

Главным соперником Павла Третьякова в коллекционировании был царь Александр третий. Александр всегда неприятно удивлялся, когда видел качественный продукт уже во владениях конкурента. Происходило так потому, что Третьяков обладал грамотной «хваткой» прекрасного и выкупал картины буквально с сырыми слоями краски из мастерской, не дожидаясь релиза. Николай второй, уважающий своего отца Николая, хотел уважить память о нем и выкупил картину Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», все потому что он поставил неподъёмную для Третьякова сумму 40 000 рублей.

Сложная судьба картины «Иван Грозный и сын его Иван». В ночь на 16 января неизвестный человек (позже стало понятно, что это Абрам Балашов) разрезал полотно ножом. Совпадение или нет, но эта картина вызывала неприязнь у Александра III. Он также наложил цензуру на неё, и та была запрещена, со временем, конечно, запрет сняли. Репин был вынужден восстанавливать самую сложную часть – лицо практически с нуля.

Игорь Грабарь внес идею хронологической последовательности произведений. В 1913 году Грабарь стал попечителем галереи и ему была не совсем понятна существовавшая концепция, поэтому он внес изменения. Во-первых, картины определенного художника располагались в одном зале, а те в свою очередь располагались в хронологическом порядке их лет творчества.

Часто двери галереи закрывались по разным обстоятельствам. Если суммарно подсчитать годы простоя, то выйдет цифра около 16 лет. Первое прекращение функционирования спровоцировало воровство 4 полотен. Третьяков очень переживал по этому поводу, что вылилось в закрытие галереи на 2 года. Со временем украденные картины нашлись.

Галерея иммигрировала во времена Великой Отечественной Войны в Новосибирск. В 1941 году 17 вагонов мчали, чтобы доставить картинное сокровище в Оперный театр, а в 1945 выставка вернулась домой.

Не только усилиями Павла сформировалась Третьяковка, его младший брат Сергей перенял страсть к коллекционированию и тоже сделал вклад в численность экспонатов.

Храм Святителя Николая является частью Третьяковской галереи. В начале двадцатого века религиозные здания были под строжайшим запретом, поэтому храм в Толмачах сначала закрыли, а позже решили передать Третьяковской галерее как запасник для картин. Церковь была соединена с экспозиционным залом, в центре которого была картина «Явление Христа народу». На праздник Троицы в этой церкви можно увидеть знаменитую икону Андрея Рублева «Троица».