Воронеж — интересные факты

Река Дон является важной транспортной артерией, соединявшей западные земли России с Черным морем. Вторым по численности (после Ростова) городом на Дону является Воронеж, который был основан в конце XVI века. Город с населением чуть более одного миллиона жителей занимает 14 место по количеству жителей среди российских городов, это важный экономический и транспортный центр юго-западных земель Российской Федерации. Представляем интересные факты о Воронеже.

Церковь

История

На территории города есть памятники археологических культур бронзового века – абашевской (вторая половина III тысячелетия до нашей эры – начало II тысячелетия до нашей эры) и срубной (ХVIII – ХII века до нашей эры).

На северной окраине города есть памятники VIII – Х веков нашей эры, от Лысой до Барковой горы есть несколько городищ. Эту землю иногда называют Воронежской Вантитией. Вантит – государство славянского племени вятичей, о которой в ХI веке персидский автор Гардизи писал, что она на западе граничит с буртасами, на юго-востоке – с Хазарией. Археолог Б.А.Рыбаков в своих работах при реконструкции торгового пути из Булгар в Киев использовал термин «Воронежский узел памятников». Вантит был завоеван киевским князем Владимиром Мономахом, земли этого государства вошли в Ростово-Суздальское и Рязанское княжества.

Название «Воронеж» в разное время касалось разных населенных пунктов – в древнерусских летописях есть упоминания о черниговском, рязанском Воронеже. Современный Воронеж был основан в конце ХVI века, с этого времени он упоминается в письменных документах. Официальный царский указ об основании города не обнаружен. Населенный пункт впервые упоминается в 1585 году, годом основания города считается 1586 год, когда была основана воронежская крепость (возможно, укрепления были и ранее), строительством руководил первый воронежский воевода Семен Федорович Сабуров. В 1590 году крепость была уничтожена вследствие нападения черкасов (предков современных черкесов или как их еще называют адыгов). В 1594 году крепость была восстановлена.

Башни храма

На верфях города по приказу Петра I были построены первые 215 кораблей Российской Империи, наверное поэтому герб и флаг содержит вензель Петра I.

Азовская губерния, центром которой был Азов, в 1725 году была переименована в Воронежскую губернию с центром в Воронеже.

В 1829 году житель Воронежской губернии (Бирючинский уезд) Даниил Бокарев придумал способ получения подсолнечного масла из семян подсолнечника.

Летчик Л.Г.Минов 26 июля 1930 года совершил на Воронежском аэродроме первый в СССР прыжок с парашютом с самолета (до этого прыжки с парашютом совершались как цирковые шоу с воздушного шара). В эту дату празднуют день парашютиста и парашютного спорта.

В 1930 году возле города впервые были десантированы с помощью парашютов 12 советских солдат. Это событие произошло 2 августа, сейчас в этот день празднуют День воздушно-десантных войск, или сокращенно День ВДВ.

В июне 1941 года в городе начали изготавливать реактивные артиллерийские установки БМ-13, которые известны под названием «Катюши». Немцы эту боевые машины называли «сталинским органом» из-за пронзительного звука, которые издавали стартующие и летящие ракеты. Враги имели панический страх перед этим русским оружием, и не зря, ведь хотя ракеты имели низкую точность наведения, но их осколки имели большой разброс и «перепахивали» поле, над которым взрывались. Осколки нагревались до 800 градусов, поэтому имели зажигательное действие.

Во время Второй мировой войны в городе изобрели технологию, которая позволяла восстанавливать перегоревшие лампочки.

В 1942 году немцы захватили правобережную часть Воронежа, левобережная часть города так и не была захвачена. Правобережная часть города находилась под немецкой оккупацией с 7 июля 1942 года по 25 января 1943 года. Во время Великой отечественной войны в городе было разрушено 92 процента зданий (18 тысяч домов).

Промышленность

Занимательные факты о промышленности. На Воронежском авиационном заводе строили пассажирский сверхзвуковой самолет Ту-144, который в 1968 году вторым преодолел скорость звука. Первым пассажирским самолетом, летевшим быстрее звука, был американский турбореактивный лайнер Дуглас DC-8, но скорость была набрана не в обычном полете, а в контроллируемом пике. Максимальная скорость Ту-144 в два раза превышала скорость звука, самолет мог теоретически лететь со скоростью почти 3000 километров в час, на борту могло поместиться до 100 пассажиров. Самолеты были сняты с эксплуатации из-за нерентабельности, так как билет, который был стоимостью в полтора раза выше от стоимости билета на обычном пассажирском самолете, не покрывал издержек на эксплуатацию, а больше советские граждане платить не могли.

В октябре 1977 году в городе был построен первый в СССР широкофюзеляжный самолет ИЛ-86, такой тип пассажирских лайнеров называют аэробусами.

В городе производили первые в Советском Союзе видеомагнитофоны – сперва на бобинах, потом на кассетах. В СССР видеомагнитофоны стоили от 1000 до 3000 рублей, они были настоящей роскошью (средняя зарплата инженера была 200 рублей, автомобиль Запорожец стоил 2500 рублей).

В городе был разработан двигатель для ракет РД-0105, он позволил в 1959 году впервые в мире развить вторую космическую скорость (для Земли она составляет 11,2 километров в секунду и позволяет преодолеть земное притяжение и покинуть земную орбиту). Разработки в ракетостроении использовались для создания двигателя РД-108, который поднял в воздух ракету Восток 1, на этой ракете Юрий Гагарин полетел в космос.

В Воронежском научно-исследовательском институте связи была разработана система мобильной связи «Алтай». В Москве системой «Алтай» начали пользоваться с 1963 года, в Воронеже – с 1967 года.

Улицы

География

Одна из улиц носит имя несуществующего человека – Петра Сазонова. До 70-х годов ХХ на ее месте образовывали перекресток две городских магистрали – имени Петра Алексеева и Егора Сазонова. После перестройки района две улицы были объединены, новое название было составлено из имени одного человека и фамилии другого.

Один район назван в честь авиационного института, которого в городе никогда не было и нет в наше время. Учреждению этого учебного заведения помешала Вторая мировая война. Институт так и не был открыт, несмотря на то, что проектная документация в довоенное время готовой, а название района осталось. Возможно, этого забавного факта и не было бы, если бы не война, помешавшая основанию авиационного института.

Водохранилище

Трамвайная система, которая функционировала с 1926 по 2009 годы, была одной из самых крупных в России. В 2009 году трамвайная система была закрыта, а город стал единственным большим населенным пунктом в России без рельсового транспорта (без трамваев обходится еще город Тольятти, но он меньше, с населением 700 тысяч человек). Рассматривается возможность создания легкорельсового транспорта (он похож на трамваи, тоже ходит по рельсам, но поезда меньше по размерам).

В честь Воронежа назван астероид, атомная подводная лодка, два лунных кратера имеют имена летчика-космонавта Константина Феоктистова и инженера Семена Косберга.

Воронежское водохранилище имеет площадь 70 квадратных километров, он является самым большим по площади в Центральном Черноземье (в этот регион входит Воронежская, Курская, Белгородская, Липецкая и Тамбовская области).

У Адмиралтейской площади пришвартован корабль «Гото Предестинация». Это копия российского линейного корабля, который входил в состав флота Петра I. Корабль является музеем, в экспозиции – предметы, связанные с флотом времен Петра I.