Млечный Путь — интересные факты

Наверное, каждый любит, когда находится за городом, смотреть в ночное время на звезды. На небосводе видно колоссальное количество звезд, которых не счесть. Также в идеально ясную погоду можно увидеть светлую полосу, которая составляет часть нашей галактики. Она называется Млечный Путь, и является «домом» для сотен миллиардов звезд, среди которых и Солнце. Что же мы знаем о своем огромном «доме»?

Космос

Местонахождение и движение галактики

Мы привыкли, что живем на континенте, континент — это часть Земли, Земля входит в состав Солнечной системы, а та, в свою очередь, — крупинка Млечного Пути. А можно ли отнести нашу Галактику куда-то, кроме как самого огромного в природе — Вселенной? На самом деле, можно. Есть такая область, как Местная группа галактик, куда и входит Галактика. Галактики, находящиеся в таких группах, связаны гравитацией. В Местную же входят соседи Млечного Пути: Большое и Малое Магеллановы облака, большие галактики Треугольника и Андромеды, а также около пятидесяти штук более мелких галактик. Однако, это не конец. Эта группа является частью одного из сверхскоплений, а именно — созвездия Девы. Диаметр этого образования равен свыше сотни миллионов световых лет и насчитывает более сотни галактических групп. Созвездие Дева же является членом Сверхскопления Ланиакея, диаметр которого ориентировочно равен 520 миллионам св. лет. В Ланикеи также существует Великий аттрактор — очень массивное сверхскопление, куда мы все движемся со скоростью 600 км/ч.

Количество звезд, размер и форма галактики

Наш «большой дом» насчитывает около 250 миллиардов различных звезд. Для человеческого ума — это огромное, не мысленное количество. Однако, для Вселенной — это среднее количество звезд для галактик. Для сравнения, пока что наибольшая известная нам галактика, IC 1101, насчитывает более сотни триллионов звезд. Однако, все светила Млечного Пути мы не способны увидеть, только две с половиной тысячи возможно наблюдать с Земли. Из-за огромных расстояний установить точное количество звезд невозможно, т.к. свет добирается долго, а за это время часть звезд могла «погибнуть», а часть наоборот «родиться».

Млечный Путь огромен для человеческого понимания — в диаметре он равен 120 тысячам св. лет, центр Галактики, бладж, может похвастаться двенадцатью тысячам. А наблюдатели с Земли способны увидеть только область удаленную от нас на шесть тысяч св. лет.

Большинство людей думает, что Млечный Путь — это диск, однако, он неидеально плоский. И это благодаря соседям, которые искажают форму. Большое и Малое Магеллановы облака, находясь на расстоянии около ста шестидесяти тысяч св. лет, притягивают темную материю из Галактики. Из-за этого происходит нечто, похожее на колебания, и водород, которого много «дома», вытягивается.

Тёмная материя и пыль

Выше упоминалась тёмная материя, которая находится в нашей Галактике. Эта загадочная материя не имеет электромагнитной природы (электрические частицы ее нейтральны), поэтому, пока что не представляется возможным ее изучить. Она составляет большую часть Вселенной, а в частности, и нашей Галактики — 90 процентов от общей массы. Если бы существовала только «видимая» материя, то движение звезд вокруг центра было замедленным. Это связано с тем, что скорость вращения зависит от массы галактики. При этом воздействие с десятью процентами темная материя производит через гравитационное взаимодействие.

А из чего состоит видимая материя? В основном она состоит из газа и пыли, как бы обычному обывателю это не показалось диким, а три процента — это сами звезды. И хоть с помощью инфракрасных телескопов, например, «Спитцер» можно добраться сквозь пыль к удаленным звездам, обитатели Земли не могут именно из-за пыли увидеть центр Галактики. Если бы не этот факт, земляне бы видели размытое большое пятно, яркостью, как у Луны.

Черная дыра в центре и другие объекты в галактике

По мнению ученых, все крупные галактики имеют в своих центрах ничто иное, а черную дыру. И наш Млечный Путь не является исключением. Сама дыра больше Солнца, диаметр ее приблизительно равен орбиты первой планеты нашей системы — Меркурия, а вот ее аккреционный диск достиг бы планеты Земли! Этот диск равен массе, в четыре миллиона раз превышающий массу нашего светила. Называется эта дыра Стрелец А*.

Почти что три тысячи звездных систем было обнаружено в Галактике. Кеплер-90 очень похож на Солнечную, имея восемь планет. Находится он на расстоянии двух с половиной тысяч световых лет. Звезда системы схожа по параметрам с нашим светилом, а в системе находятся крупные планеты, наподобие Юпитера. Скорее всего, в данной системе невозможно зарождение жизни из-за очень близкого расположения к звезде. Однако, не факт, что в системе нет других более удаленных от светила планет.

Помимо звездных систем в Галактике были обнаружены и планеты, которые носят название экзопланеты. Ученые из NASA обнаружили почти что три тысячи таких планет, возможно, какие-то из них являются с биологическими формами жизни. Стоит отметить, что число планет и звездных систем — это не точные данные, опять же, из-за огромных расстояний сложно изучить все небо, а тем более найти планеты.

Происхождение галактики и дальнейшее ее будущее

Млечный Путь очень стар. Он сформировался фактически вместе со Вселенной, приблизительно 13,6 миллиарда лет назад. Формирование центра и диска происходило около 11 миллиардов лет назад. Формирование также происходило и через «поедание» звезд других, более мелких галактик, и делает это до сих пор. Например, с ближайшей карликовой галактики в созвездии Большого Пса «перебегают» звезды в диск нашей Галактики.

Всему, рано или поздно, приходит конец. Наша Галактика — не исключение. Пройдет 4,5 млрд лет, и наш «дом» столкнется с Андромедой — самой крупной галактикой в Местной группе. Но есть и хорошие новости: если раньше считалось, что это будет концом всего, то сейчас более утешительные новости. Да, в привычном виде Млечный Путь перестанет существовать, но это будет напоминать больше не столкновение, а плавное соединение, или, как говорят, «приливное взаимодействие». Звезды и их планеты не будут сталкиваться друг с другом.