Химия — интересные факты

В 21 веке химия, наряду с математикой и физикой, проникла во все сферы жизни людей. Лекарства, зеркала, покрышки машин… Химические элементы окружают нас повсюду. Даже сам человек состоит из молекул и химических цепочек. Представляем интересные факты о химии.

Реактивы

Удивительное рядом

1. Стекло создают из песка. Но, чтобы придать ему зелёный цвет, используют никель.
  2. Процесс перехода вещества из твёрдого состояния в газообразное в химии называется сублимацией.
  3. Для изготовления кваса используется реакция брожения.
  4. Если опустить в пересоленный суп марлю с рисом, блюдо можно спасти, так как за счёт абсорбции соль вытянется.
  5. В фекалиях содержится скатол, и именно из-за него они неприятно пахнут. Интересно то, что в небольших количествах скатол приятно пахнет, и его добавляют в сигареты и парфюм.
  6. 100000 – именно столько химических реакций проходят за секунду в мозге человека.
  7. В состав пластмассы для «Lego» входит сульфат бария. Это вещество совершенно безвредно для человеческого организма.
  8. 16 сентября – Международный день охраны такого химического элемента, как озон.
  9. Слезы у человека при нарезании лука вызывает содержащаяся в нём сера.
  10. Интересные факты о химических элементах. Множество элементов называют в честь стран – Америций, Индий, в честь городов – Иттербий, Берклий, Гольмий, в честь учёных – Бор, Менделевий.
  11. Дефлогистрированный воздух – принятое в науке название кислорода.
  12. Американец Чарльз Гудьир случайно открыл процесс вулканизации и создал прочную резину, которая не размягчается в жару и не трескается на холоде. Он просто забыл на горячей плите смесь серы и синтетического каучука.
  13. Во время стирки белья происходит гидролиз солей.

Производство

Вода – не просто H2O

Вода всегда окружает человека. Она в воздухе, в еде. Занимательная информация о воде:

1. Организм человека на 75% состоит из воды.
  2. Безупречно чистое H2O нельзя найти в природе. Как губка, вода впитывает всё на своем пути. Человеку будет казаться, что он выпил чистейшую родниковую воду, а на самом деле это будет неповторимый «бульон» из молекул разных элементов.
  3. В одной тонне воды из мирового океана содержится около 7 мг золота.
  4. Если в обычную воду добавить метан, она может замерзать при температуре 20 градусов Цельсия.
  5. Лёд проще получить из горячей воды, а белковые продукты от белья в ней не отстирываются.
  6. Удивительно, но сухой лёд никак не связан с водой: это твёрдая форма углекислого газа.
  7. Историки уверены, что вода – одна из причин возникновения человеческой цивилизации.
  8. Пока что Земля – единственная известная планета, на которой вода может переходить из твёрдого состояния в жидкое и газообразное.
  9. Вода может быть жёсткой и мягкой, в зависимости от тех примесей, которые в ней содержатся.

Дмитрий Иванович Менделеев

1. Именно Дмитрия Ивановича считают отцом химии.
  2. Наверное, всем известно, что свою знаменитую таблицу Менделеев придумал во сне. Но когда его спрашивали об этом, он садился и говорил, что работал над ней долгие годы.
  3. Пётр Столыпин сдавал экзамен по химии, и получил у Менделеева отметку «отлично».
  4. В 1861 году им был создан первый русский учебник «Органическая химии».
  5. Из-за плохой успеваемости, когда Менделеев учился в педагогическом институте, его оставили на второй год.
  6. Учёный любил работать руками и до конца жизни сам делал чемоданы.
  7. Дмитрий Иванович был семнадцатым ребёнком в семье.
  8. 431 – столько научных работ химик опубликовал за всю свою жизнь.

День химика

Химия затрагивает многие стороны жизни, поэтому наряду с Днём строителя или десантника существует и День химика.

Появился этот праздник в 1980 году, а празднуют его традиционно в последнее воскресенье мая.

Идея праздника возникла у четырёх учащихся Химического факультета. Они организовали в своем университете праздник, произнесли речь и поздравили преподавателей. Символом Дня химика стала та самая таблица Менделеева.

В этот день принято дарить различные, преимущественно самодельные, вещицы на химическую тематику: модели кристаллических решёток, атомов, яркие информационные плакаты. Также дарят лабораторное оборудование, бытовую химию.

Шутки и фокусы

1. Даже маленькие дети знают, что если втянуть воздух из шара с гелием, то изменится голос.
  2. Существует металл, очень похожий на алюминий – галлий. Но только при температуре ниже 28 градусов – иначе он начинает плавиться. Химики часто шутят над своими друзьями с помощью растворяющихся ложек. Такая ложка сделана из галлия, и, попадая в горячий чай, она начинает плавиться.
  3. Чтобы создать большое количество пены, можно в водный раствор соды добавить хлорной извести.
  4. Цвет лепестков белых роз можно изменить при помощи нашатыря: нужно опустить в него стебли.
  5. Провести фокус можно и с мармеладными червячками. Если их пропитать содовым раствором, а затем опустить в уксус, червячки начнут дергаться и шевелиться.
  6. С помощью жидкости для мытья стекла и обычной бутылки можно создать настоящее огненное облако.
  7. С помощью химии можно стать магом-предсказателем: достаточно провести фокус с яйцом. Необходимо смесью квасцов, уксуса и чернил написать на скорлупе послание, затем выдержать яйцо в уксусе, чтобы убрать следы. Далее нужно сварить яйцо вкрутую. При снятии скорлупы на самом яйце внутри останется надпись.
  8. С помощью соли, воды и нитки дома можно вырастить настоящий кристалл. Если воду подкрасить, кристалл получится цветным.

Как пахнут книги

Наверное, почти все люди любят запах старых и новых книг. Он появляется благодаря сотням органических соединений – клей и чернила, продукты разрушения целлюлозы и лигнина.

В старых книгах идёт процесс разрушения бумаги, а потому меняется и запах. Также, ванилин придаёт книге, как бы странно это ни звучало, запах ванили, миндальный запах появляется благодаря фурфуролу и бензальдегиду, сладковатый – благодаря толуолу.

На запах новых книг влияет типографская краска, клеевые вещества, способы отбелки бумаги. Различные вещества – перекись водорода, хлор – отбеливают и разлагают целлюлозу с образованием различных летучих веществ.

Любимый всеми запах книг – набор различных соединений и цепочек реакций, химия.