Владимир Одоевский — интересные факты
Владимир Федорович Одоевский – русский писатель, музыковед, приверженец романтизма в литературе. Представляем интересные факты об Одоевском.
Биография
Оглавление
Владимир Федорович Одоевский родился в 1803 году в Москве. Его отец, в прошлом военнослужащий, был руководителем отделения Генерального банка, потомственным князем, род которого берет свое начало от Рюриковичей, а мать — крепостной крестьянкой. Родителей не стало, когда Одоевский был еще ребенком. Воспитывал Одоевского двоюродный дядя, генерал Д.А.Закревский.
В.Ф.Одоевский получил качественное образование: он закончил Московский университетский благородный пансион с золотой медалью, после чего сразу пошел служить. Первое место службы писателя — цензурный комитет министерства внутренних дел. В пансионе Одоевскому повезло с преподавателями — это были люди, главная цель которых — научить воспитанников размышлять, искать истину и учиться с удовольствием, получать удовольствие от освоения нового. Одоевский интересовался всем: физикой, химией, философией, историей и словесностью.
Одоевский был создателем и активным участником «Кружка любомудрия» (также в него входили Киреевский, Веневитинов, Кошелев). Молодые люди занимались образованием и искусством: обсуждали труды немецких философов и читали собственные стихотворные и философские опыты. В этом кружке Одоевский окончательно понимает, что литература — его призвание. Позже, в Петербурге, у Одоевского был собственный литературных салон, который посещали такие великие писатели, как Грибоедов, Лермонтов, Гоголь, Достоевский.
В 1826 году Одоевский переехал из Москвы в Петербург и женился на Ольге Степановне Ланской, дочери гофмаршала. Этот брак был бездетным, о чем особенно горевал Одоевский, очень любивший детей. Таким образом, на Владимире Федоровиче завершился древний княжеский род Одоевских.
Для брака Одоевского с Ланской было много препятствий. Главным из них было то, что писатель был братом декабриста, да и денег у него было не слишком много, род был хоть и древний, но обедневший. Родственники Ольги Степановны понимали это, поэтому долго противились браку, но тем не менее он состоялся. Это произошло в том числе благодаря тетушке Одоевского, приближенной Елизаветы Алексеевны, и самой невесты, которая утверждала, что безумно любит будущего мужа. Одоевский получил от жены ту самую нежную, можно сказать материнскую любовь, которой ему не хватало в детстве (он рано остался сиротой). После смерти писателя его жена передала в Румянцевскую библиотеку все рукописи, благодаря чему мы можем познакомиться со всеми произведениями писателя и поэта, даже незаконченными.
Ольга была симпатичной девушкой, которая любила светское общество. Через некоторое время после брака стало понятно, что супруги не сходятся характерами и взглядами на жизнь: Ольга была гордой, тщеславной и придирчивой в плане выбора круга общения, что тяготило Одоевского, имевшего знакомства и дружбу с людьми из разных сословий. Чета Одоевских прожила вместе долго, но литературный салон их, например, был разделен на две части: одной управляла жена (там проводились светские вечеринки), другой муж (здесь проходили творческие встречи).
Одоевский был неравнодушен к музыке. В его особняке находился орган особенного строения «Себастион»: громкость инструмента регулировалась при помощи специальных переключателей. Орган был назван в честь немецкого композитора И.С.Баха. К сожалению, до наших дней этот инструмент не сохранился.
Кроме того, Одоевский теоретически описал инструмент, по его мнению наиболее подходящий для исполнения народной музыки. Он представлял собой пианино с удвоенным количеством черных клавиш (они находились между белыми и были необходимы для извлечения звуков особого рода). Позже такой инструмент был действительно создан по описаниям и расчетам Одоевского. Он называется энгармонический клавицин и хранится в Москве, в Румянцевском музее, директором которого был в свое время Одоевский.
Сам Одоевский не был связан с декабристами напрямую, а вот его двоюродный брат Александр был членом Северного общества и участвовал в восстании 1825 года. В детстве мальчики были очень дружны, но во взрослом возрасте общались значительно меньше. Одоевский же имел косвенное отношение к декабристам через журнал «Мнемозина», в котором многие из них печатались. После 1825 года все материалы, связанные с журналом, в том числе записи встреч, были уничтожены, чтобы не было никаких подозрений.
В.Ф.Одоевский с симпатией относился к простому русскому народу (может быть еще и потому, что его мать была крестьянкой), поддерживал реформы, согласно которых крепостное право должно было быть уничтожено. Он издавал журнал для крестьян «Сельское чтение» и «Сельское обозрение», где простым языком рассказывал о том, что происходит в мире науки и медицины, а после отмены крепостного права вместе с близкими друзьями праздновал Новый год 19 февраля, так как считал это началом новой эры, эры без рабства и ущемления прав человека.
Князь Одоевский был филантропом и деятельным человеком: он жертвовал деньги на ремонт и строительство детских домов и больниц, а также открыл «Общество посещения бедных». Он участвовал в основании Максимилиановской и Елизаветинской больницы.
Одоевский умер в Москве 1869 году от энцефалита. Его смерть была неожиданной, несмотря на почтенный возраст (64 года). В это время писатель плотно занимался церковной музыкой и, может быть, успел бы написать еще многое, если бы не смерть. Похоронен он на Донском кладбище.
До сих пор идут споры о том, как правильно произносить фамилию писателя, но большинство экспертов сходятся на том, что ударение следует ставить на второй слог.
Государственная служба
Первое место службы писателя — цензурный комитет министерства внутренних дел. Это место было престижным, а юноше не было еще и 18 лет, но он имел привилегии, потому что закончил пансион золотой медалью. В цензурном комитете он и начинал свою карьеру, разбираясь, как работает цензура, авторское право и изучая трудностями редактуры.
Следующим местом службы Одоевского была императорская канцелярия в Петербурге. Там он составил новый цензурный устав, который вступил в силу через несколько лет. Это была большая ответственность, но к мнению писателя прислушивались и доверяли ему.
В середине 40-х годов Одоевский снова меняет место службы и становится помощником директора Императорской публичной библиотеки и директором Румянцевского музея, а в 1861 возвращается обратно в Москву, где возглавляет департаменты сената.
В.Ф.Одоевский стал одним из учредителей Русского географического общества в 1845 году. Это отражает широту его интересов, которые не замыкались на одной только литературе.
Писатель активно выступал за введение суда присяжных, поскольку считал, что это воспитает совесть людей. Ведь тогда преступников будут судить такие же люди, а не один привилегированный человек — судья, которого к тому же могут подкупить.
Литературная деятельность
Первые свои тексты Одоевский написал еще в пансионе, повести «Дни досад» и «Разговоры о том, как опасно быть тщеславным» были первыми опубликованными произведениями, причем напечатались они в читаемом и авторитетном журнале «Современник».
Довольно известный литературный альманах «Мнемозина», в котором печатались в том числе Пушкин, Баратынский и Грибоедов, издавали Одоевский и Кюхельбекер.
С начала 1830-х годов Одоевский активно занимается литературой. Появляются его публикации в таких популярных журналах как «Современник», «Вестник Европы». В это время писатель создает произведения разных жанров: сказки (3 сборника), повести, философские сочинения, критические статьи. Этому же периоду принадлежит самое известное произведение Одоевского — сказка «Городок в табакерке». Сказки Одоевского положительно оценила публика, их сравнивали со сказками Андерсена и читали с огромным удовольствием. Они пришлись по нраву людям разных сословий и возрастов.
Одоевский очень хотел написать роман, и даже сделал это — мы знаем философский роман «Русские ночи». Но куда более интересен, особенно для современного читателя, незаконченный роман-утопия «4438-й год: Петербургские письма», в котором появляется что-то очень похожее на Интернет, ксерокс и даже космолет. Писатель считал этот роман самым важным своим произведением.
Критическая деятельность Одоевского была связана не только с литературой, но и с музыкой. Его перу принадлежат первые в России критические статьи о композиторах и музыкальных произведениях, он изучал церковную и народную музыку, написал несколько учебников по музыковедению.
Одоевского считают родоначальником жанра философской повести в русской литературе. В философии он был последователем Шеллинга, но в зрелом возрасте испытывал влияние позитивизма и церковных книг. Путем долгих исканий он пришел к собственной философии, которую отразил в романе «Русские ночи».
Одоевский занимался и лингвистическими вопросами. Одним из его самых известных высказываний было то, что он предлагал ставить знаки вопроса и восклицания не только в конце, но и в начале предложения, по испанскому образцу. По его мнению, это облегчило бы чтение текстов. Одоевский настаивал на этом долго и серьезно.
Называть А.С.Пушкина «солнцем русской поэзии» начал именно Одоевский, который в известии о смерти поэта написал: «Солнце русской поэзии закатилось». Долгое время авторство приписывалось другому человеку, но путем анализа писем и воспоминаний было доказано, что первым это выражение произнес Одоевский.