Кометы — интересные факты

Комета — космический объект, который движется с большой скоростью вокруг Солнца. В переводе с греческого языка название обозначает «длиннохвостая». Иногда эти космические объекты близко приближаются к Земле, тогда их можно увидеть на звездном небе невооруженным глазом. Самая яркая комета — Галлея, она пролетает у Земли каждые 75 лет. Представляем интересные факты о кометах.

На звездном небе

Астрономия

Самая близкая к Солнцу траектория называется перигелий, самая далекая — афелий.

Астрономы насчитали четыре тысячи комет, которые происходят из пояса Койпера (в этом поясе находится планета Плутон). В поясе Оорта, который находится дальше от Солнца, чем пояс Койпера, могут быть миллионы комет (иногда даже называют цифру в триллион этих космических объектов). Ежегодно ученые обнаруживают в среднем пять комет.

Диаметр ядра самой маленькой кометы — 16 километров, рекордный диаметр ядра — 40 километров.

Когоутека
Фотография Когоутека

Юпитер обладает такой большой массой, что влияет на направление движения комет. В июле 1994 года астрономы были свидетелями, как комета Шумейкер Леви 9 разрушилась, упав на Юпитер.

Впервые комета Галлея (тогда она еще так не называлась) была упомянута в китайских хрониках в 240 году до нашей эры.

В 2014 году зонд «Розетта» приземлился на комету Чурюмова-Герасименко. Космический аппарат сближался с этим космическим объектом около десяти лет.

Свойства

Этот космический объект представляет собой фактически грязный снежный комок, состоящий из воды, замороженного аммиака, пыли и камней. Ядро темного цвета, его состав неизвестен, возможно, состав ядра такой же, как у метеоритов, которые падают на Землю — они бывают железными, каменными и железно-каменными.

Фактически это астероид, который становится заметным благодаря длинному хвосту. Этот хвост появляется, когда эта ледяная глыба максимально близок приближается к Солнцу, тогда лед тает и за кометой образовывается пылевое облако. Когда ледяная глыба еще ближе к Солнцу, происходит процесс сублимации (это явление физики еще называют возгонкой — переход из твердого в газообразное состояние без пребывания в жидком состоянии). Когда лед находится близко к поверхности, он разогревается и создает струю из газа, это явление внешне похоже на извержение гейзера.

Хвост может быть очень длинным, у кометы Хиякутаке длинна хвоста — 580 миллионов километров — в три раза больше, чем расстояние от Земли до Солнца.

У кометы есть два хвоста. Первый хвост состоит из пыли, его мы видим невооруженным газом. Второй невидимый, поскольку состоит из газов, которые раздуваются солнечным ветром.

По мере удаления от Солнца комета становится похожей на астероид, хвост исчезает, остается лишь каменное ядро, окруженное льдом.

Хиякутаке
Фотография Хиякутаке

Кратеры

Возможно, динозавры вымерли из-за столкновения Земли с кометой. На нашей земле есть много метеоритных кратеров, которые могли оставить кометы. По некоторым даным Мексиканский залив является самым большим метеоритным кратером на Земле диаметром более 1 тысячи километров.

В 120 километрах от Йоханнесбурга, ЮАР, есть большой метеоритный кратер под названием Вредефорт (диаметр около 300 километров). Кратер еще больших размеров находится в Антарктиде – кратер Земли Уилкса имеет диаметр 500 километров, но он изучен недостаточно хорошо, так как находится под толщей льда.

Метеорит

Большие кратеры обнаружены в канадской провинции Онтарио (Садбери, диаметр 200 километров) и на полуострове Юкатан, Северная Америка (Чиксулуб, диаметр – 170 километров). Такие большие кратеры могли быть образованы падением астероидов или комет.

Каждое падение космического тела, которое образовывало такие большие воронки на поверхности земли, приводили к катастрофам на Земле. Например, кратер Чиксулуб образовался от падения глыбы диаметром около 10 километров, энергия от падения оценивается в 100 тератонн в тротиловом эквиваленте, для сравнения – самая мощная термоядерная бомба имела мощность в два миллиона раз меньше. Падение метеорита или кометы, которые образовали кратер Чиксулуб, должно было вызвать цунами высотой до 100 метров, горные породы должны были быть подняты в воздух на 100 километров (то есть в космос), при обратном падении они раскалялись и могли вызвать лесные пожары в тысячах километрах от места падения болида. Считается, что пепел, попавший в атмосферу, привел к похолоданию воздуха на 28 градусов, вода стала холоднее на 11 градусов, что привело к вымиранию многих видов животных и растений.