Интересные факты о школе

Школа — интересные факты

Граждане России получают общее среднее образование на бесплатной основе. Поэтому каждый ребенок должен посещать школу, должен сдавать аттестационные экзамены и, в конечном счете, подтвердить среднее образование дипломом. Хорошие оценки помогаю поступить в институт. Но так ли было всегда? Всегда ли школы были общедоступными? Как влияет школьная успеваемость на будущий успех? Чего мы еще не знаем о школах? Представляем интересные факты о школе.

Класс

В древности

Ученые установили, что первые школы возникли в городах Древнего Шумера (в долине рек Тигр и Евфрат, в Юго-Западной Азии, на территории современного Ирака) еще в III тысячелетии до н. э. и назывались «домами табличек». Ученики писали клинописью на сырых глиняных табличках, которые потом обжигали. Позднее стали использовать деревянные таблички с восковой поверхностью для многократного использования. Учитель изготавливал таблички-задания, а ученики заучивали задания и переписывали упражнения. В шумерских школах изучали письмо, счет, рисование. В те времена в школе учились только мальчики, дети зажиточных родителей, обучение было суровым, применялись телесные наказания.

В Древней Греции в школу отдавали практически всех семилетних мальчиков (кроме детей рабов), но продолжительность обучения зависела от достатка родителей. Дети бедняков учились 2-3 года, а богатых граждан — до 16-ти лет. Первые 3 года дети изучали грамоту, писали на табличках и папирусе, заучивали слоги, слова, трудные словосочетания, а потом приступали к «Иллиаде» и «Одиссее» Гомера, учили отрывки наизусть.

Кстати, «школа» — это греческое слово, означающее «отдых». А буквальный перевод слова «педагог» с греческого звучит как «детоводитель». Педагогами в Древней Греции называли рабов, которые сопровождали детей в школу, следили за их вещами (чтобы по дороге не растеряли) и контролировали выполнение домашнего задания.

Письмо

Россия

После Крещения Руси (988 год) в Новгороде, Суздале, Курске открыли первые школы для детей знати, куда отдавали мальчиков с 8-ми лет. В этих школах обучали грамоте (переписывали слоги, слова, отрывки из Псалтыря), читали Евангелие, Деяния апостолов, осваивали арифметику, геометрию, риторику, землемерие, звездознание (астрономию), латынь и греческий язык.

В 1701 году в Москве Петр I открыл Школу математических и навигационных наук для мальчиков 12-20 лет из разных сословий. К тому времени в России было уже много школ, а дети дворян, чиновников в возрасте 10-15 лет должны были учиться в обязательном порядке.

В 1764 году был открыт Смольный институт в Санкт-Петербурге, первое учебное заведение для девочек, в котором можно было учиться с 6 до 18 лет.

В XIX веке по указу императора Александра I начальное образование стало бесплатным, и при церковных приходах стали открывать бесплатные школы для крестьянских детей. А немного позже, после отмены крепостного права (1864 год) появились земские школы для мальчиков и девочек с 8-ми лет, в которых изучали арифметику, чистописание, церковное пение и Закон Божий.

В XX веке после Революции в нашей стране обязательным стало сначала четырехлетнее, потом семилетнее, а еще позже — восьмилетнее образование. С 1989 года ученики российских школ стали учиться 4 года в начальной школе, 5 лет – в основной и 2 года в старшей школе. В настоящее время обучение проходит по единым образовательным стандартам (ФГОС): для 1-4 класса используются стандарты, принятые в 2009 году, для 5-9 классов – в 2010 году, для 10-11 классов – в 2012 году.

Экзамен
Чтобы не списывали — экзамен в японской школе

В мире

В XXI веке практически 99% взрослого населения земного шара грамотное, то есть в детстве посещало школу. Исключение составляют страны Южной Азии и Африки, где приблизительно только 30-40% получили начальное образование.

В школах разных стран мира разная продолжительность учебного года.

Например:

  • сентябрь-июль во Франции и Китае,
  • апрель-март в Японии,
  • сентябрь-июнь в Израиле и Канаде,
  • июль-май в Индии,
  • январь-декабрь в Австралии,
  • август-май в Финляндии,
  • в Грузии учебный год начинают после сбора урожая цитрусовых (детям дают время, чтобы они помогли родителям),
  • в Италии каждый учебный год длится по-разному, в зависимости от погоды.

Оцениваются знания тоже по-разному. Например, в Греции — по 20-бальной системе, в Германии и Чехии – по 5-бальной (самая высокая оценка «1», а самая плохая – «5»). В США используют буквенную систему от «А» (отлично) до «F» (неудовлетворительно). Успеваемость китайских учеников оценивают в процентах (у отличников 90-100%).

Только в 19-ти странах мира, в том числе в России, экзамены по окончанию школы сдаются централизовано по всей стране.

В некоторых странах используются компьютерные тесты (в Норвегии их проводят на специальных ноутбуках с уникальным программным обеспечением), в некоторых – сдаются по желанию (например, в Бразилии и Финляндии). В Швейцарии, на Кипре, в Исландии и на Филиппинах школы самостоятельно разрабатывают свои индивидуальные тесты.

В Китае единый экзамен проводится в один день и час по всей стране и напоминает наш ЕГЭ – на входе все отбирают, за процессом сдачи экзамена наблюдают видеокамеры и независимые наблюдатели. Списывание и использование шпаргалок грозит китайским детям пожизненным лишением права занимать высокие государственные должности.

А американским детям повезло. Хоть учатся они по 12 лет, уровень знаний у них по окончании школы как у европейцев 8-го класса. Экзамены можно пересдавать по 5 раз, а за списывание просто выгоняют из аудитории.

Каждый российский школьник знает, что учиться надо хорошо, потому что при поступлении российский ВУЗ можно получить дополнительные баллы к ЕГЭ за аттестат с отличием и медаль.

А в Америке могут попасть в университет на бесплатной основе подающие надежды спортсмены – их проспонсирует Национальная ассоциация студенческого спорта. В Великобритании тоже любят спортсменов и предоставляют им всяческие льготы.

После учебы

Утверждение, что все решает школьный аттестат, неверно. Оценки можно выпросить в учителя, можно хитрить, постоянно списывая и получая незаслуженно хорошие оценки. На первом месте не школьный аттестат, а трудолюбие. История знает много примеров, когда троечники оказывались намного удачливее отличников.

Вспомним Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) и его учебу в Царскосельском лицее. Русская история сохранила память об этом заведении как о школе, воспетой Пушкиным, однако учеба юному поэту давалась трудно. Математика ему давалась трудно; по праву, обществознанию, истории учился средне; рисовал неплохо, но не по правилам; отлично фехтовал и управлял лошадью. По результатам успеваемости он оказался на 18-м месте среди 29 выпускников первого лицейского выпуска. Но это не помешало ему стать лучшим в российской и французской словесности.

Неважно учились Чехов, Толстой, Агата Кристи, Гоголь.

Трудно представить, что К. Э. Циолковского, выдающегося ученого XX века, посвятившего 40 лет жизни преподаванию, в 13 лет из-за трудностей с учебой отчислили из 3-го класса Вятской гимназии. Нет, Константин Эдуардович не был хулиганом или прогульщиком, он просто имел проблемы со здоровьем (после перенесенной скарлатины он частично оглох и не слышал на уроках учителей).

В школьные годы формируется фундамент будущей жизни. И в наших силах сделать его максимально прочным.