Интересные факты о таможенном оформлении грузов из Китая
Китай является крупнейшим экспортером в мире, и через его таможенные пункты ежегодно проходит более 2,5 триллиона долларов США экспортных товаров. В среднем каждый день через китайскую таможню проходит более 85 тысяч деклараций на товары, что делает её самой загруженной таможенной системой в мире. По данным за 2023 год, общий объем внешней торговли Китая достиг рекордных 4,3 триллиона долларов США, что на 23% больше показателя предыдущего года. Представляем интересные факты о таможенном оформлении грузов из Китая.
Самым загруженным портом Китая является Шанхай, который обрабатывает более 43 миллионов контейнеров ежегодно. Это абсолютный мировой рекорд по обработке контейнеров, превышающий показатели второго крупнейшего порта в мире — Сингапура — на 25 процентов. Порт Шанхая занимает площадь 3619 квадратных километров и имеет 125 причалов, способных одновременно обслуживать до 140 крупнотоннажных судов. Ежедневно через порт проходит более 2000 контейнеровозов, а среднее время разгрузки одного судна составляет всего 8 часов.
Электронное декларирование в Китае достигло рекордного уровня автоматизации — 98,5 процентов всех таможенных деклараций подаются в цифровом формате. Среднее время оформления электронной декларации составляет всего 1,5 часа, что в 10 раз быстрее, чем десять лет назад. Система электронного декларирования обрабатывает более 500 миллионов документов ежегодно и интегрирована с 25 государственными ведомствами. На поддержку системы работает 15000 серверов, обеспечивающих бесперебойную работу 24/7 с точностью обработки данных 99,999%.
В пиковые сезоны, такие как период перед китайским Новым годом, объем грузоперевозок увеличивается на 40-50 процентов. В это время таможенные службы Китая работают круглосуточно, обрабатывая до 120 тысяч деклараций в день. Рекорд был установлен в декабре 2023 года, когда за одни сутки было оформлено 147 тысяч деклараций. В предпраздничный период количество сотрудников таможни увеличивается на 35%, а время работы пунктов пропуска продлевается до 20 часов в сутки. Среднее время ожидания в очереди на таможенное оформление в пиковый период не превышает 4 часов благодаря системе предварительного электронного бронирования.
Highway Logistic Group специализируется на таможенном оформлении грузов из Китая и предоставляет полный комплекс логистических услуг для российских импортеров. Компания осуществляет доставку широкого спектра товаров, включая текстиль, обувь, мобильные устройства и промышленное оборудование, выполняет таможенное оформление как на границе, так и внутри страны, предлагает услуги по проверке и поиску поставщиков в Китае, обеспечивает страхование грузов, маркировку товаров, складское хранение и консолидацию грузов, а также предоставляет юридическое и бухгалтерское сопровождение внешнеэкономической деятельности, включая услуги по корректировке таможенной стоимости.
Китайская таможня использует передовые технологии досмотра грузов. В стране установлено более 2500 рентгеновских сканеров, способных просвечивать целые контейнеры за 30 секунд. Эффективность выявления контрабанды достигает 96,7 процентов, что является одним из самых высоких показателей в мире. Каждый сканер стоит около 3 миллионов долларов США и способен обработать до 150 контейнеров в час. Система искусственного интеллекта анализирует изображения в режиме реального времени и может распознавать более 25000 различных предметов с точностью до 98%.
В особых экономических зонах Китая действует упрощенная система таможенного оформления. Время прохождения таможни здесь в среднем на 35 процентов короче, чем в обычных пунктах пропуска. Самая быстрая обработка грузов осуществляется в зоне свободной торговли Шэньчжэня, где среднее время таможенного оформления составляет всего 0,5 часа. В Шэньчжэне работает 45 специализированных таможенных терминалов, обрабатывающих более 15000 деклараций ежедневно. Грузооборот зоны свободной торговли Шэньчжэня в 2023 году превысил 350 миллиардов долларов США, что составляет 15% от общего объема внешней торговли Китая.
В Китае функционирует самая большая в мире сеть таможенных лабораторий — более 300 учреждений, где ежедневно проводится более 50 тысяч исследований товаров. Лаборатории способны определить состав продукции с точностью до 99,99 процентов, что позволяет эффективно выявлять контрафактные товары и нарушения стандартов качества. В лабораториях работает более 12000 специалистов, используется 8500 единиц высокоточного оборудования общей стоимостью более 5 миллиардов долларов США. Среднее время проведения полного анализа одного образца составляет 4 часа, что в 3 раза быстрее среднемирового показателя.
Китай внедрил систему социального рейтинга для участников внешнеэкономической деятельности. Компании с высоким рейтингом, а таких около 35 процентов от общего числа экспортеров, получают право на упрощенное таможенное оформление, что сокращает время прохождения таможни на 60 процентов. Система оценивает более 300 параметров деятельности компании, включая историю таможенных операций, налоговую дисциплину и соблюдение законодательства. За 2023 год благодаря этой системе было сэкономлено более 2,5 миллиарда долларов США на таможенных процедурах. Компании с наивысшим рейтингом получают возможность оформлять грузы в приоритетном порядке через 156 специальных «зеленых коридоров».
Китайская таможня установила рекорд по количеству оформляемых международных почтовых отправлений — более 2,3 миллиарда посылок в год. Для их обработки создано 86 специализированных центров, где используются роботизированные системы сортировки, способные обрабатывать до 1 миллиона отправлений в день. В каждом центре работает в среднем 250 роботов-сортировщиков, которые могут одновременно обрабатывать посылки по 500 различным направлениям. Точность сортировки составляет 99,99%, а среднее время обработки одной посылки — всего 8 секунд. За последний год объем трансграничной электронной торговли через эти центры вырос на 45% и достиг 302 миллиардов долларов США.
В стране действует самая протяженная в мире система таможенного контроля — общая длина границ, на которых осуществляется таможенный контроль, составляет более 22 тысяч километров. Для их охраны используется более 10 тысяч беспилотных летательных аппаратов и 50 тысяч камер видеонаблюдения с системами искусственного интеллекта. Дроны оснащены инфракрасными камерами и могут работать в любых погодных условиях, совершая патрулирование на высоте до 5000 метров. Система видеонаблюдения способна распознавать объекты на расстоянии до 10 километров и автоматически отслеживать подозрительную активность. В 2023 году благодаря этой системе было предотвращено более 25000 случаев незаконного перемещения товаров на общую сумму свыше 1,2 миллиарда долларов США.
Морские порты Китая оборудованы крупнейшей в мире сетью автоматизированных терминалов. В порту Циндао работает полностью роботизированный терминал площадью 2,23 миллиона квадратных метров, где все операции по погрузке и разгрузке контейнеров выполняются без участия человека. На терминале работает 256 автоматических транспортных платформ и 32 автоматических крана-перегружателя, управляемых искусственным интеллектом. Производительность терминала составляет 5,2 миллиона контейнеров в год, что на 30% выше, чем у традиционных терминалов. Система работает круглосуточно в любых погодных условиях, сокращая время обработки одного судна на 25%.
За последние пять лет Китай инвестировал более 15 миллиардов долларов США в модернизацию таможенной инфраструктуры. Построено 35 новых таможенных терминалов, внедрено 5G-покрытие на всех основных пунктах пропуска, установлено 1500 новых систем досмотра. Время таможенного оформления сократилось в среднем на 65%, а эффективность выявления нарушений выросла на 45%. В рамках программы цифровизации таможни создано 12 центров обработки данных, где хранится более 50 петабайт информации о внешнеторговых операциях. Система способна обрабатывать до 100 миллионов запросов в секунду, что делает её самой производительной таможенной информационной системой в мире.