Учитель — интересные факты

Среди политиков много бывших учителей. Линдон Джонсон, 36-й президент Соединенных Штатов, закончил педагогический колледж и много лет обучал детей в школе имени Сэма Хьюстона. Представляем интересные факты об учителях.

Школа

История

Оглавление

Само слово «школа» древнегреческого происхождения, в переводе означает «отдых». Отдых у древних греков часто совмещался с беседами на философские темы. Такой процесс обучения (беседы учеников с профессором) древние греки стали называть школой. Позже это название стали применять для обозначения помещения для занятий.

Первые русские школы появились после принятия Владимиром христианства в 988 году. Но обучение было доступно далеко не всем, а только детям «лучших людей». Так, в Новгороде школы были учреждены Ярославом Мудрым для обучения грамоте детей старост и служителей церкви. Изучали тогда в школах чтение, письмо, счету и основам христианской веры.

Профессия учителя является тяжелой. Уровень стресса у преподавателей школ такой же, как у спасателей и пожарных. 33% учителей уходят из школы в первый год, а через 5 лет в профессии остается меньше половины — 46%.

В России и Украине профессия учителя является «женской». 86% учителей — женщины. В западных странах женщин среди учителей приблизительно половина. Больше всего на учителей-мужчин в Японии — женщин среди учителей в этой стране 30 %.

Кто такой педагог

Синонимом слова «учитель» является слово «педагог». В переводе с греческого «педагогика» означает «детоведение». Педагогами в Древней Греции называли рабов, которые по состоянию здоровья не могли заниматься тяжелым физическим трудом. Хозяева поручали им сопровождать детей в школу и из школы. Часто педагогами были ученые, которых попали в плен к римлянам.

А преподавателя математики греки называли калькулятором. Calculus по латыни означает небольшой камень. Маленькие камушки использовали для счета.

В советской России для обозначения профессии учителя появилось слово «шкраб» — школьный работник.

Учителя-иностранцы

При Петре I дворянских детей обучали, в основном, гувернеры-иностранцы.

В 1737 году императрица Анна Иоанновна подписала указ об обязательном обучении детей дворян. После этого в страну хлынул поток иностранных учителей. Это были немцы, итальянцы и англичане, которых затем вытеснили французы и швейцарцы (у которых французский был родным языком). До начала войны с Наполеоном в большинстве дворянских семей дома говорили по-французски, а русский язык знали очень плохо.

Во время войны с Наполеоном были случаи, когда солдаты убивали своих офицеров, так как они разговаривали между собой на французском языке и их в условиях плохой видимости принимали за врагов.

При оступлении французы просили у крестьян, чтобы они дали им еду, но не вымогали, а говорили «шер ами», что в переводе обозначает «мой друг». Таких уставших, в поношенной форме солдат называли «шарамыжниками». После войны 1812 года многие пленные французы стали работать учителями, обучая русских дворян.

В Индии в День учителя преподаватели меняются местами с обучающимися. Считается, что после этого обе стороны будут лучше понимать друг друга.

Слово «морос» в переводе с греческого означает «глупость». До революции учителя часто называли моросом глупые ответы учеников. Так постепенно появилось слово «сморозить».

Система Макаренко

Одну из наиболее известных систем обучения «трудных» подростков разработал советский педагог Антон Семенович Макаренко. В 1920-1936 гг. он был руководителем колонии для малолетних преступников. Из более чем 3000 воспитанников колонии ни один не вернулся в среду преступников. Многие из них сами стали учителями, например, Семен Калабалин, один из героев «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко (где он изображен под именем Семена Карабанова). Одним из воспитанников А.С. Макаренко был отец известного политика Григория Явлинского.

Педагогические принципы А.С. Макаренко нашли свое применение в менеджменте Японии в качестве методов создания здорового коллектива. А 1988 год был объявлен ЮНЕСКО годом Макаренко.

Система Сухомлинского

Украинский педагог Василий Александрович Сухомлинский начал работать учителем в 17 лет. Во время Великой Отечественной войны воевал на фронте, был тяжело ранен. Вернувшись домой, узнал, что его жена и сын зверски были убиты гестаповцами за то, что жена помогала подпольщикам. В.А. Сухомлинскому в это время было 24 года.

Тем не менее молодой педагог не озлобился. Разработанная им педагогическая система была основана на принципах гуманизма. Он был не только теоретиком, но и практиком, работал директором сельской школы. Василий Александрович проводил в школе статистические исследования и писал книги для детей.

Система Монтессори

Автор еще одной системы обучения, итальянка Мария Монтессори, не собиралась быть учителем.

В конце ХIХ века педагогическое образование было единственным видом высшего образования, которое было доступно женщинам. Но Мария, благодаря своей настойчивости и целеустремленности, сломала эту традицию и стала первой женщиной-студенткой медицинской школы при римском университете. Затем она стала первой итальянкой, получившей степень доктора медицины.

Как педиатру, Марии часто приходилось бывать в детских приютах. Она заинтересовалась методиками обучения умственно отсталых детей. Занимаясь обучением детей с отставанием развития, М.Монтессори создала свою систему обучения, адаптированную не только для больных, но и для здоровых детей.

Педагогика Выготского

Психолог и педагог Лев Семенович Выгодский сперва хотел посвятить свою жизнь истории и литературе. Но после революции Л.С. Выгодский был вынужден заняться преподаванием, чтобы хоть как-то прокормиться. Преподавание так понравилось молодому учителю учителя, что он начал писать научные труды по теории детской педагогики и психологии.

Отражение в искусстве

В России самый популярный фильм о школе — «Уроки французского».

Если спросить российских зрителей, какой фильм об учителях первым приходит на память, большинство назовет «Доживем до понедельника» режиссера Станислава Ростоцкого. В 70-е годы прошлого века многие юноши и девушки Советского Союза решили поступать в педагогические институты, посмотрев этот фильм.

Директором сельской школы работал известный советский актер и режиссер Василий Макарович Шукшин, хотя тогда не имел не только педагогического, но и высшего образования. Этот факт возмутил Михаила Ильича Ромма, который принимал у Шукшина вступительный экзамен во Всесоюзный государственный институт культуры. Но после того, как Шукшин перечислил ему все свои обязанности на посту директора, впечатленный Ромм поставил ему оценку «отлично».

Портреты знаменитых учителей можно увидеть на банкнотах разных стран. Например, в Чехии на банкноте в 200 крон изображен основатель педагогики как науки Ян Амос Коменский. А в Италии купюра в 1000 лир украшена портретом Марии Монтессори, которая создала систему обучения, названную ее именем.