Дороги — интересные факты

Дорога — путь, по которому передвигаются люди, ездит транспорт. Дорога является частью транспортной системы страны. Представляем интересные факты о дорогах.

Пейзаж

История

Оглавление

Одни из наиболее древних дорог, обнаруженных в результате археологических исследований, находятся на территории междуречья Тигра и Евфрата (Месопотамии) и датированы IV тысячелетием до нашей эры. Одна из самых древних дорог на европейском континенте называется Свит-Трек. Она обнаружена в Великобритании. Историки предполагают, что построена она в XXXIX веке до нашей эры. Археологами установлено, что при строительстве этой дороги использовались деревянные перекладины из разных пород деревьев, покрытые сверху дубовым настилом. Древние дороги на острове Крит, относящиеся к III тысячелетию до нашей эры состояли из толстых известняковых плит. Самые древние дороги, вымощенные кирпичом, обнаружены в Индии. Им около 5 тысяч лет.

Большое развитие строительство дорожных сетей получило в государствах Ближнего Востока, которые вели между собой бесконечные войны. Развитие вьючного транспорта, изобретение колесниц, которым требовалась ровная поверхность для передвижения, потребовали много внимания уделять возведению дорог. В ассирийской армии, самой передовой армии своего времени, в которой появилось разделение на многочисленные рода войск, существовали и сапёрные части, одной из главных задач которых было возведение дорог и мостов. Многие дороги в тот период сооружались из каменных плит.

После того как Персидская держава Ахеменидов, объединила под своей властью обширную территорию от Египта и Малой Азии до Индии, её правители позаботились о создании надёжных дорог, способных соединить её провинции (сатрапии) между собой. Некоторая часть этих дорог сохранилась во вполне пригодном для эксплуатации состоянии до наших дней. Наиболее известна так называемая Царская дорога от Эфеса до одной из столиц империи города Сарды. Её протяжённость 2,6 тысячи километров. На дорогах Ахеменидской державы действовала система станций с запасными лошадьми. Благодаря этой системе гонцы и курьеры могли доставить царские указы и распоряжения в отдалённые уголки империи, в кратчайшие сроки.

Другой прославившейся в веках знаменитой дорогой был Великий Шёлковй путь, связывавший Китай, со странами Центральной Азии, Ближнего Востока и Европы. Он имел много ответвлений и включал в себя не только сухопутные, но и морские маршруты. Основным транспортным средством, по которому доставлялись грузы по Шёлковому пути (а это не только шёлк, но и многое другое) были верблюды.

О левостороннем и правостороннем движении

В Англии, в Ирландии, в Австралии, в Японии, в Индии и в некоторых других странах, по правилам дорожного движения полагается передвигаться по левой стороне проезжей части. Но в большинстве государств мира передвигаются по правой стороне дорог. Почему так сложилось? В древности и в средние века люди, как правило, отправлялись в дальний путь вооружёнными. В правой руке держали меч, копьё или другое наступательное оружие. И часто и пешие и конные путники придерживались левой стороны дороги, чтобы против любого встречного, можно было быстро выхватить из ножен меч или шпагу.

В Позднее Средневековье на дорогах широкое распространение получили различные конные повозки, с кучером, пользовавшимся длинным хлыстом. При движении по правой стороне возникал риск, что тот своим хлыстом, может задеть встречных. В ряде европейских стран сложилась традиция, согласно которой более обеспеченная часть путешественников, передвигавшаяся в каретах и других конных повозках, двигалась по левой стороне дороги. А бедняки, путешествовавшие пешком, двигались по правой стороне, чтобы обгонявшие их кареты, их не задели.

С конца XVIII века в Англии движение по левой стороне дороги было узаконено. Нарушителям грозил штраф. Во Франции после Великой революции 1789 года, узаконили правостороннее движение, как более удобное для простонародья и передвижения пеших колонн войск. После военного поражения в Наполеоновских войнах, многие законы, принятые в эпоху революции и правления Наполеона во Франции сохранились. Сохранилось и правостороннее движение. И это правило было под влиянием французов позаимствовано и большинством других стран.

Занимательная информация

  1. Германия обзавелась удобной и разветвлённой сетью автомобильных дорог (автобанов) в 20-30- е годы между I и II Мировыми войнами. Стратегической проблемой Германии, как показал опыт I Мировой войны, была опасность ведения военных действий одновременно на два фронта. Наличие хороших дорог, позволяло оперативно перебрасывать войска туда, где они в данный момент были нужнее. Кроме того возведение автобанов создавало большое количество рабочих мест, что было актуально для ликвидации массовой безработицы и до Великой Депрессии 30-х годов, и после биржевого кризиса 1929 года.
  2. В настоящее время самой протяжённой дорогой на планете является Панамериканское шоссе, которое пересекает 14 стран от Канады до Аргентины и растянулось на 47 958 километров.
  3. Второй по протяжённости в мире является автотрасса Хайвей. Она пересекает Австралию, её длинна 14 500 километров.
  4. Самая широкая в мире автодорога Кетти Фривей находится в Техасе в городе Хьюстон. У неё 26 автомобильных полос.
  5. Самая высокогорная автотрасса Карокорам на севере Пакистана. Она связывает столицу Пакистана Исламабад с китайской границей. Отдельные её участки находятся на высоте 4 962 метра. В разреженном горном воздухе двигатели автомобилей теряют до 70 процентов своей мощности.
  6. Протяжённость всех автомобильных дорог в мире превышает 23 миллиона километров. Из них 140 тысяч километров — платные. Платные автодороги существуют в 30 государствах мира.
  7. По стоимости дорожного ремонта и строительства самыми дорогими дорогами в мире являются дороги Москвы.