Железная дорога — интересные факты

Рельсовые пути сыграли немаловажную роль в развитии человеческой цивилизации. За несколько столетий железнодорожная сеть разрослась по всему миру в невероятных масштабах, а скоростной режим увеличился в десятки раз. Представляем интересные факты о железных дорогах.

Паровоз

  1. Прообраз железной дороги возник еще в 6 веке до н.э. Это был волок Диолк. Рельсов он не имел, но их заменяли выбитые в известняке углубления, по которым невольники таскали тележки с грузом.
  2. Первые рельсовые дороги в Европе имели широкое применение в шахтах. Их рельсы были деревянными и по ним вывозили горную выработку при помощи конной или человеческой тяги.
  3. С приходом индустриальной революции в начале 18 века рельсовая дорога претерпела кардинальные изменения. Деревянные рельсы полностью заменил металл, отчего дорога стала называться железной, а ручной труд постепенно стали вытеснять машины.
  4. Прорыв в значимости железной дороги возник в начале 19 века, когда на рельсы встал первый паровоз. С этого момента перемещение из одной точки в другую значительно увеличилось в скорости, а строительство железнодорожных путей стало основной задачей того времени.
  5. Скорость первых поездов была невысокой, 33-42 км/ч. Тем не менее, в сравнении с конной тягой прогресс был очевиден.
  6. Первая железнодорожная трасса сообщением Ливерпуль – Манчестер была открыта в Англии в 1830 году. Ее протяженность была 56 км.
  7. Железная дорога в Новом свете появилась в том же 1830 году благодаря Джону Стивенсу, который за 4 года до этого события с успехом испытал свой первый паровоз.
  8. Россия блеснула своими первыми рельсами в 1837 году. Они были проложены от С-Петербурга до Павловска через Царское Село. Дорога была доступна для общего пользования.
  9. В 1851 году в России вступила в строй еще одна железная дорога сообщением Санкт-Петербург – Москва. Она пересекала территории семи губерний и была длиной 645 км.

Поначалу народ не спешил покупать билеты, опасаясь грохота этой «страшной штуковины», и железнодорожные поездки не пользовались большим спросом. Что бы переломить ситуацию правительство использовало хитрый маркетинговый ход: в течение трех суток поездку по железной дороге в оба конца сделали бесплатной. Эта акция увенчалась успехом, и вскоре поезд стал основным видом наземного транспорта.

С-Петербурго-Московской дорога именовалась до 1855 года. Но ввиду смерти царя ее переименовали в Николаевскую железную дорогу.

Однако, спустя почти 70 лет, политические события России внесли свои коррективы. В 1923 году из-за идейных соображений тех времен Николаевская железная дорога получила новое название – Октябрьская.

Поезд

  1. По указу императора Николая I ширина рельсовых путей в России (1524 мм) отличалась от ширины европейских (1435 мм). Идея принадлежала инженеру по строительству железных дорог Герстнеру.

По одной версии такое решение было принято в целях улучшения технических характеристик. Вторая версия говорит о том, что в случае нападения на Россию, агрессору будет затруднительно использовать ее железнодорожные ресурсы.

Как не странно, но эта версия сработала почти век спустя, при нападении на Советский Союз фашисткой Германии. Из-за разницы в ширине рельсовых путей немецкие войска столкнулись с большими трудностями при перевозке вооружения и боеприпасов по железной дороге.

  1. Самой длинной железной дорогой в мире считается Транссибирская магистраль. Протянувшись через всю Россию, ее длина достигает 9438 км.

Строительство Транссиба стартовало в 1891 году одновременно с востока и запада навстречу друг другу.

Россия вела строительство своими силами, без привлечения западных инвесторов, поэтому изначальное название магистрали – Великий Сибирский Путь.

Этот масштабный проект решал важные стратегические задачи между западом и востоком, а также способствовал экономическому развитию Сибири и Дальнего Востока.

Середина Транссиба отмечена станцией с говорящим названием «Половина». От нее одинаковое расстояние, как до восточной, так и до западной точки пути.

Наивысшая отметка трассы достигает 1040 м над уровнем моря, а наиболее низкая температура опускается до 62 градусов ниже нуля.

Конечным строением Транссиба стал Амурский мост длиной 2,6 км. Его строительство было завершено в 1916 году.

Монтажные работы по электроснабжению Транссиба были завершены в 2002 году.

Локомотив

  1. Вторая железнодорожная трасса Сибири Байкало-Амурская магистраль так же входит в число наиболее длинных железнодорожных путей. Ее длина 4287 км.

Строительство БАМа началось в 1972 году. Как и Транссиб, оно велось одновременно с конечных точек навстречу друг к другу.

Встреча строителей двух направлений состоялась в 1984 году.

Проходя через первобытную тайгу, непроходимые болота, вечную мерзлоту и неприступные горы, БАМ стал самым дорогим проектом времен Советского Союза.

В 2003 году вступил в эксплуатацию самый длинный в России Северо-Муйский тоннель. Его протяженность 15 343 м. Для поддержания внутри необходимого температурного режима на концах тоннеля установлены специальные ворота, которые открываются только в момент прохождения состава.

С самого начала БАМ был объявлен всесоюзной комсомольской стройкой и в его строительстве приняли добровольное участие множество комсомольцев со всего Советского Союза.

Метро

  1. Почитая историю, следует упомянуть еще об одной железной дороге, скрытой в бескрайних просторах Сибири, которую неофициально назвали Мертвой дорогой.

По замыслу правительства она должна была соединить два северных города Салехард и Игарка. Общая длина предполагаемой трассы была 1300 км.

Строительство велось жертвами сталинских репрессий, многие из которых умирали, не выдержав тяжелых условий труда.

После смерти Сталина строительные работы свернули, а проект был заморожен.

Остатки железной дороги до сих пор находятся в непроходимой тайге вместе с могилами строителей.

  1. Если первые поезда развивали скорость в среднем около 30 км/ч, то современные скоростные локомотивы способны тянуть состав со скоростью 320-430 километров в час. На сегодняшний день экспериментальные поезда достигли скорости 603 километра в час, но по утверждению ученых скоростной лимит на этом не исчерпан.
  2. Железнодорожный транспорт считается самым безопасным транспортом из всех видов. Вероятность попасть в аварию на поезде ниже вероятности автокатастрофы в 45 раз.
  3. На протяжении всего пути колеса состава проверяются на каждой крупной станции. Путем простукивания неисправность определяется по изменению тона звука. Поэтому путевые обходчики должны иметь тонкий музыкальный слух. Это обстоятельство является обязательным условием при их приеме на работу.
  4. Самый длинный товарный состав в России перевозил уголь из Экибастуза на Урал. Его грузоподъемность составляла 42 000 тонн за один рейс, а длина 6,5 км. Локомотив тянул поезд из 440 вагонов.
  5. Попытка побить этот рекорд была предпринята в Южной Африке. По железнодорожной трассе был отправлен в путь состав из 660 вагонов, длиной 7,3 километра. Однако полотно не выдержало такой нагрузки, и эксперимент потерпел фиаско.
  6. Современные локомотивы не очень давно сменили паровую тягу на электрическую. Однако первые попытки создания электровоза были предприняты еще в конце 19 века, когда сети железных дорог в мире активно развивались, а паровые машины искали совершенства.

Новатором этой технологии стал Вернет Сименс. В 1879 году на выставке он впервые представил железную дорогу длиной в 300 м, работающую на электрической тяге. В том же году это изобретение было выкуплено и введено в эксплуатацию на одной из фабрик Парижа.

В России проявил свою изобретательность русский инженер Ф. Пироцкий. В 1880 году он привел в действие вагон на электрической тяге, перевозивший около 40 человек.

Первая в мире электрифицированная железная дорога была введена в эксплуатацию в Германии в 1881 году.

После окончания Первой мировой войны электрификация железных дорог получила мощное экономическое развитие. Исходя из этого факта, многие страны мира стали активно электрифицировать и развивать свои железнодорожные сети.

  1. На сегодняшний день основная задача в развитии железнодорожного транспорта – создание высокоскоростных поездов. Следует отметить, что ученые и инженеры в этом направлении уже достигли высоких результатов.