Интересные факты из жизни Галилео Галилея
Современную астрономию основал Галилео Галилей (1564 — 1642). Когда мы говорим об этом ученом, мы часто вспоминаем суд над ним, забывая о научных достижениях. Он действительно сидел под домашним арестом за то, что защищал свою теорию о строении Солнечной системы. Однако к его теории благосклонно относились и некоторые католики, например святой Роберто Беллармино. Несмотря на спор с церковными деятелями, Галилей всю жизнь был добросовестным христианином-католиком. Христианское воспитание дал и своей дочке, которая стала монахиней. Свои открытия он связывал с христианством и Библией, указывая: «Библия рассказывает о дороге, которой нужно идти к Небу, а не то, каким образом оно крутится… Я чрезвычайно благодарен Богу, Который выбрал меня, чтобы я первым увидел эти чрезвычайные вещи… Я не должен верить, что Бог, Который дал нам ум, чувства и интелект, хотел, чтобы мы отказались от их использования». У этого выдающегося научного деятеле в жизни было много интересного, биография наполнена радостных открытий и трагических событий. Приведем интересные факты о жизни этого астронома эпохи Возрождения.
Коперниканские идеи
Оглавление
Галилей родился 15 февраля 1564 года в итальянском городе Пиза в семье знатного, но обедневшего дворянина Винченцо Галиля. Отец играл на лютне и был музыкальным теоретиком. Город Пиза стоит недалеко от Флоренции, оттуда происходили предки Галилео. Прапрадед ученого возглавлял Флорентийскую республику, также занимался научными исследованиями и был врачом.
В Пизе Галилео окончил университет, где учился на медицинской кафедре. Будучи студентом, он увлекся сочинениями Эвклида и Архимеда и на протяжении четырех лет изучал математику во Флоренции. В возрасте 25 лет начал работать преподавателем на кафедре математики. Женой была венецианка Марина Гамба, которая родила исследователю сына и двух дочек. Две дочки стали монахинями.
В 1610 году перехал во Флоренцию к тосканскому герцогу Козимо Медичи ІІ, который предложил ему должность своего советника с хорошей зарплатой. Галилей в то время имел значительный долги, который образовались из-за того, что он выдал замуж двоих сестер. С этими долгами он рассчитался, поскольку служба у Козимо Медичи II принесла ему значительные средства.
Судебный процесс над ученым начался в 1633 году, на нем изучались факты, которые были в книге «Диалог о двух самых больших системах мира Птолемея и Коперника». В книге он доказывал истинность гелиоцентризма и спорил с физикой, которую внедрил Аристотель, а также с системой Птолемея, согласно с которой в центре мира находится Земля, которая не движется. Поскольку Аристотель и Птолемей были авторитетными античными исследователями, то с ними соглашалось много деятелей Церкви. Гелиоцентрические идеи Коперника не запрещались Церковью на протяжении длительного времени как одна из гипотез, которые позволяют более понятно рассматривать явления природы.
Книга Коперника «О вращении» была запрещена в 1616 году, спустя семь десятилетий после первой публикации. Вина Галилея была в том, что он несвоевременно обратился к рассмотрению гелиоцентрической теории. Еще 16 лет перед судом за утверждение, что Солнце вращается вокруг Земли, ему бы ничего не было. Папа Иоанн Павел II 31 октября 1992 года в официальном обращении сообщил, что решение Инквизиции относительно Галилео Галилея в 1633 году было ошибочным. К таким выводам пришла специальная комиссия, которую организовал Понтифик в 1979 году, она работала до 1981 года. Хоть и расследование было проводить особо не нужно было — Церковь официально разрешила придерживаться идей Коперника еще в конце XVIII века.
Судебные обвинения
Во время инквизиционного процесса главным обвинениям было превышение значения ума и уменьшение библейного авторитета. Галилей имел рациональное мышление, он верил, что умом можно понять природу, по его словам ум познает истину «с той самой достоверностью, какая имеет природа», то есть можно путем исследований выявить все природные закономерности и тайны. Некоторые церковные деятели, из тех, которые принимали участие в суде, считали, что научная теория носит только характер гипотезы, и не может достичь идеального познания тайн мироздания.
Галилей был убежден в другом — что он может понять приору так же, как и Бог, но не абсолютно, а ровно настолько, насколько это необходимо. Возможно, Галилей, делая такие смелые утверждения, исходил из того, что человек был создан на образ и подобие Божье, а значит, своим умом может понимать часть того, что знает Бог, только не все сразу, а по мере практической необходимости.
Согласно Галилею в случае конфликта в деле познания природы с любым другим авторитетом, даже со Священным Писанием, ум не должен уступать, любое естесвеннонаучное утверждение должно подтверждаться опытным путем и путем логического мышления. Исследователь не видел противоречий между природными явлениями и Священным Писанием и предупреждал об опасности утверждений, которые могли бы быть опровергнутыми с помощью опытов. То есть Галилей не поддавал сомнению Библию, а наоборот, хотел спасти ее авторитет перед надвигающейся Реформацией, а также выступал за правильное толкование текстов, которое не могло опровергнуть качественное научное исследование и очевидные результаты научных опытов.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=990&v=XYLgwV8872E
Добросовестный католик
Галилей считал себя просто ученым, на не реформатором. Он, как хороший католик, старался не вступать в конфликт с церковью. С его трудами был хорошо знаком Папа Урбан VIII, который на протяжении длительного времени позитивно относился к научным исследованиям астронома. Они были хорошо знакомы и пребывали в хороших отношениях у то время, когда Папа был кардиналом Матфео Барберини.
Во время инквизиционного процесса над итальянским исследователем Урбан VIII имел некоторые трудности как светский правитель и церковный деятель — его обвиняли в союзе с протестантским королем Швеции Густавом-Адольфом против католических стран Австрии и Испании. Церковь разрушала Реформация, которая разъедала Европу не только идеологически, но и политически, вызывая военные конфликты.
В тяжелой ситуации Урбан VIII старался сохранить авторитет Церкви. Высказывания, которые подавались под видом научных исследования или исследований самой Библии, во времена его понтификата часто вели к ересям. Можно сказать, что добрый христианин, католик Галилео Галилей просто попал под горячую руку, когда было не до исследований, а нужны были решительные действия, чтобы избежать дальнейшего распространения протестантского движения. Когда Урбану VIII рассказали о «Диалоге», он поверил в то, что персонаж сочинения, сторонник Аристотеля Симпличио, чьи аргументы разрушаются в ходе дискуссии, являются карикатурой на самого Понтифика. Папа разгневался, кроме того, он считал, что нужно бороться со всем, что подрывало авторитет церкви, а идеи Галилео основывались на только что запрещенной книге Коперника.
В друге время, возможно, не было бы никакого расследывания и осуждения. Кажется, исследователь и сам это понимал, поэтому он даже после осуждения совсем не разочаровался в Католической Церкви, которая проводила в Европе политику контрреформации, борясь за будущее христианства.
Особенности процесса
Интересно, что, несмотря на судебный процесс над ученым, в его биографии не было ничего антихристианского, поэтому Галилей был на хорошем счету в Церкви, и одновременно авторитетным ученым. Убеждая отречься от своих взглядов, его не пытали, но угрожали пыткой в том случае, если он будет настаивать на том, что Земля крутится вокруг Солнца. Приговор оставил Галилея «под сильным подозрением в ереси», также в заключительном судебном документе ему предписывалось очиститься путем отречения. После угроз, а также не желая разрывать с Церковью, Галилей произнес отречение от некоторых своих взглядов. Сочинение «Диалог о двух системах мира» был отнесен к «Индексу запрещенных книг», исследователя должны заключить в тюрьму на срок, определение которого принадлежало Папе. Но Понтифик приговорил исследователя к домашнему аресту, он мог перемещаться по городу.
Галилей во время судебного процесса в Риме жил в достаточно хороших условиях у флорентийского посла на вилле Медичи. После отречения в условиях домашнего ареста он жил на римской вилле тосканского герцога, потом — во дворце своего друга, сиенского архиепископа Асканио Пикколомини.
Люди мало знают о Галилее, Копернике, Джордано Бруно, часто думая, что инквизиция настолько свирепствовала, что их всех сожгли. Однако инквизиция в средние века была на самом деле самым гуманным судом, весь процесс не напоминал современный — со свидетелями, защитой, необходимостью доказывать вину обвиняемого. Были пытки, однако они были следствием влияния римского права, в котором использование пыток было обычным явлением, но в инквизиционных процессах физическое влияние применялось в крайнем случае, когда еретик усердствовал в своих утверждениях. Сожгли только Джордано Бруно, однако не за научные утверждения, а за ересь, которой упорно придерживался даже в тюрьме.
Конечно, пытки с казнями просто за убеждения сегодня выглядят дикостью, однако еретические движения не были в то время просто полемикой, они в средние века практически всегда вели к жестоким войнам и значительным человеческим жертвам. Например, личное мнение Мартина Лютера привело к войнам между протестантами и католиками, причем самые жестокие карательные операции среди мирного населения проводили именно протестанты. Так что инквизиционные процессы с казнями — это плохо, однако они имели некоторую средневековую логику с причинно-следственными связями. Другое дело вмешательство в правосудие, которое должно было быть светским, в долгосрочной перспективе сослужило Католической Церкви плохую службу, дав возможность недоброжелателям акцентировать на этом свое внимание.
Галилей с уважением отнесся к приговору, поэтому после отречения он не делал никаких заявлений. Легенду о том, что ученый сразу после того, как он вышел из судебного здания сказал фразу «А все таки она крутится» создал итальянский поэт Джузеппе Барретти в средине ХVIII века. Нет никаких документальных свидетельств о том, что фраза принадлежала ученому.
Достижения
Галилео Галилей — интересные факты о научных достижениях. Когда исследователь узнал о подзорной трубе, которую изобрели в Голландии, он в 1609 году построил свой первый телескоп с троекратным увеличением. Позже сконструировал прибор с 32-кратным увеличением. Галилей не просто пользовался телескопом, но и изготавливал их под заказ.
В 1609 — 1610 годах он обнаруживает, что Млечный путь является скоплением звезд, также видит возле Юпитера спутники — Ио, Каллисто, Ганимед и Европу. Эту группу небесных тел назвали Галлилеевыми. Астроном увидел на Луне кратеры, сквозь затемненное стекла наблюдает за солнечными пятнами, увидел кольца у Сатурна, которые он сперва принял за его спутники.
На протяжении 1610 — 1614 годов он, изменяя расстояние между линзами, создал также микроскоп. Оптические исследования Галилея посвящены также учению о цвете, вопросам природы света, физической оптике. Галилею принадлежит идея ограниченной скорости света, в 1607 году он поставил эксперимент, в котором пробовал эту скорость определить.
До Галилея в Европе преобладал аристотелизм, согласно с которым на земле в и космосе существовали различные физические законы — на земле все имеет свой срок, изменяется и гибнет, а выше Луны существуют идеальные закономерности, небесные тела являются совершенными и имеют идеально ровную поверхность. Итальянский исследователь на примере созерцания поверхности Луны доказал, что весь космос устроен так же, как и Земля, там существуют те же закономерности.
Сегодня мы считаем Луну полностью отличной от Земли. Во времена Галлилея люди впервые увидели горы и кратеры земного спутник, и, наоборот, были удивлены, насколько это небесное тело похоже на нашу Землю.
Галилей впервые показал мир как упорядоченную систему тел, которые двигаются одно относительно другого, верх может быть низом, на низ верхом, в зависимости от выбранной точки отсчета. Было впервые введено в науку относительность пространства и движения во вселенной. Также было введено принцип инерции — если на предмет не влиять силой, оно будет неподвижным или двигаться равномерно, ведь движения с постоянной скоростью не требует причины. Единственный вопрос, который невозможно было решить — вопрос о бесконечности вселенной.
Среди самых важных новаторств Галилея было стремление объединить математику и физику. Галилео проводил разные физические эксперименты — сбрасывал с башни камни, катил шары по наклонной поверхности. Исследователь заложил суть современной физики — количественное понимание явлений. Во время домашнего ареста исследователь продолжал работать, пока в 1637 году не потерял зрение. Последним сочинением были «Беседы и математические доказательства, которые касаются двух новых отраслей науки», в которых подытоживал свои физические исследования.
Галилей свои выводы делал не только основываясь на исследованиях, но и путем мысленных экспериментов — он заложил основы современной физики, исследуя явления, которые невозможно наблюдать — бесконечное инерционное движение, движение материальной точки в пустоте. Физика Аристотеля была очевидной — верх, низ, движение Солнца вокруг Земли. Галилео сделал науку теоретической, основанной на общих закономерностях.
Работы Галилея положили начало итальянской научной прозе. Из художественных сочинений Галилея известен очерк одной комедии и сатирический «Стих в терцинах».
Не смотря на то, что дело Галилея нанесло вред авторитету Католической Церкви, в конечном результате из факта ошибочного суда над ученым церковными деятелями были сделаны правильные выводы. Научные теории, которые были сочинены античными язычниками (например Аристотелем и Платоном), в средневековой церкви были в слишком большом авторитете. Физические законы, движение Земли не должно быть богословским вопросом. Догмы должны касаться веры, вопросов спасения человека, а не научных теорий.
Церковь признала, что допустила ошибки в деле Галилея. В 1758 году Папа Бенедикт ХIV приказал вычеркнуть работы, которые защищали геолиоцентризм, из «Индекса запрещенных книг». О необходимости реабилитировать Галилея говорили на Втором Ватиканском соборе (1962 — 1965). Реабилитацией исследователя занялся Иоанн Павел II. В 1989 году кардинал Пупар заявил по поводу осуждения Галилея: «Осудив Галилея, Священная канцелярия действовала искренне, опасаясь, что признание революционных утверждений Коперника угрожает католической традиции. Однако это была ошибка, и необходимо ее честно признать. Сегодня мы знаем, что Галилей был прав, отстаивая теорию Коперника, хотя дискуссия по поводу приведенных им аргументов продолжается и по сей день».
Последние девять лет жизни Галилей провел под надзором инквизиции. Он поселился в Арчетри рядом с монастырем, в котором были его дочери, ему было запрещено посещать другие города. Однако он продолжал заниматься научной деятельностью, имел учеников Торричелли и Вивиани, в присутствии которых умер 8 января 1642 года. Папа Урбан VIII запретил проводить торжественные похороны. Ученого хотели похоронить в гробнице Санта Кроче рядом с Микеланджело, однако случилось только в 1737 году, когда стало понятно, что Галилей еретиком не был.