Великий шелковый путь — интересные факты

Великий Шёлковый путь — это самый протяжённый сухопутный торговый маршрут из всех существовавших в истории. Регулярная караванная торговля по этому маршруту началась за много тысяч лет назад. Шёлковый путь стал связующей нитью, обеспечивавшей регулярные контакты между очень отдалёнными друг от друга цивилизациями Запада и Востока. Благодаря ему, шёл не только обмен товарами, но и обмен идеями, научными знаниями, технологиями. Шёлковый путь был существенным фактором, обеспечивавшим процветание китайских империй династий Хан, Тан и Юань. Однако в истории неоднократно случались периоды, когда торговля по Шёлковому пути на какое-то время прерывалась из-за войн и переселений народов. Представляем интересные факты о Великом Шелковом пути.

Верблюд

История

Оглавление

Бассейн великих рек Хуанхэ и Янцзы, в котором развивалась китайская цивилизация, географически был серьёзно изолирован от других регионов Евразийского материка высочайшими в мире горными хребтами и протяжёнными пустынями. С севера и северо-запада с Китаем на протяжении многих веков соседствовали воинственные кочевые племена, препятствовавшие безопасному перемещению торговых караванов. В эпоху династии Шан (1600–1046 гг. до н.э.) китайцы овладели секретами производства уникальных товаров, с которыми на Западе не были знакомы и производить их самостоятельно не умели. В числе таких товаров шёлк, фарфор и бумага. Высокий спрос на шёлк был вызван тем, что одежда из шёлковых тканей отпугивала насекомых паразитов. Морские торговые пути в ту эпоху ещё не были надёжно освоены из-за недостаточной развитости корабельного дела. А по суше добраться из Китая до стран Запада было можно по двум основным маршрутам. Один из них был проложен через так называемый коридор Ганьсу к западу от Синьцзяна. Другой маршрут соединял китайские провинции Юньнань и Сычуань с Индией через горы Тибета и назывался Дорога чайного коня. На Западе и в странах Ближнего Востока и Центральной Азии за китайские товары платили золотом, серебром, изделиями из шерсти, коврами, и изделиями из стекла.

Благодаря сухому климату пустыни Такла-Макан, через которую пролегал Шёлковый путь, в этом регионе на протяжении очень длительного времени прекрасно сохраняются изделия из дерева, тканей и бумаги. А это позволяет широко применять надёжные археологические методы для изучения его истории, предоставляющие историкам неопровержимые свидетельства. Среди иных товаров, пользовавшихся высоким спросом на Западе помимо шёлка и доставлявшихся по Шёлковому пути, были пряности из стран Индокитая. Бумага, изобретённая китайцами, в VIII веке распространилась в исламских странах, а позже и в Европе. Европейцы научились делать бумагу в основном только лишь в XIV веке.

Шёлковый путь не являлся стабильным маршрутом, проходившим через одни и те же места. Караванные тропы смещались в разные исторические эпохи. Кроме того, на этом грандиозном пути существовало множество различных ответвлений. И в зависимости от военно-политической обстановки в конкретный момент торговцы могли выбирать между различными вариантами маршрута, определяя более безопасные и надёжные. И самого этого понятия Шёлковый путь не существовало до XIX века. Термин Шёлковый путь впервые использовал выдающийся немецкий географ барон Фердинанд фон Рихтгофен (1833-1905) в 1877 году в созданном им атласе карт Китая, изданном в пяти томах.

Шёлковый путь соединял Китай с Самаркандом, древнейшим городом в Центральной Азии. (В настоящее время он находится на территории Узбекистана). В древности окрестности Самарканда населяли согдийцы, принадлежавшие к одной из иранских народностей и исповедовавшие зороастрийзм. В главных городах внутреннего Китая археологами обнаружены захоронения согдийцев, свидетельствующие о прочных контактах между древними китайцами и согдийцами.

Ярким свидетельством распространения религиозных идей по Шёлковому пути являются Кизильские пещеры тысячи Будд в Синьцзяне. Этот пещерный комплекс, расположен в регионе, среди жителей которого в настоящее время преобладают мусульмане. Он является древнейшим из китайских буддистских храмов. Его построили в период между III и VIII веками в тохарском государстве Гаочан.

В эпоху расцвета Римской цивилизации в начале нашей эры прямых контактов между римлянами и китайцами за редчайшими исключениями не было. Но обмен товарами между провинциями Римской империи и Китаем шёл весьма интенсивно, благодаря посредничеству парфян, кушитов, индусов, арабов и других народов. Из-за своей разветвлённости Шёлковый путь вовлекал в орбиту международной торговли очень значительное количество стран и народов Евразийского материка. Северная часть Шёлкового пути на протяжении многих веков пролегала через Крым. Стремясь взять торговлю по Шёлковому пути в той его части, которая выходила к Чёрному и Средиземному морям под свой контроль, в Средние века венецианцы пытались основать свои фактории и крепости в Леванте, а генуэзцы – в Крыму.

Международная торговля по Шёлковму пути способствовала мировому разделению труда, когда те или иные страны начинали специализироваться на производстве определённой продукции в расчёте на её устойчивый сбыт на экспорт за пределами внутреннего рынка.

Значительного расцвета торговля по Великому Шёлковому пути достигла в XIII-XV веках. После масштабных завоеваний Чингиз-хана и его наследников, значительная часть Евразийского материка была объединена под властью монголов, образовавших несколько больших государств, возглавлявшихся потомками Чингиз-хана – чингизидами. Они были заинтересованы в извлечении доходов от караванной торговли по Великому Шёлковому пути и предприняли целый комплекс эффективных мер для искоренения разбойников, грабивших караваны, и организации торговли посредством строительства караван-сараев, обеспечения купцов проводниками и другими необходимыми им услугами. Но к XV веку в монгольских государствах всё чаще стали происходить междоусобные войны и положение с безопасностью караванной торговли осложнилось.

После того, как турки-османы в XV веке завоевали Византийскую империю, они предприняли серьёзные меры, к тому, чтобы взять торговлю по Шёлковому пути под собственный контроль. Это вынудило европейцев искать иные пути для торговли с Востоком. В результате в конце XV века португальцы открыли морской путь в Индию вокруг Африки, а испанцы открыли Америку и начали её колонизацию. Из-за появления новых морских торговых маршрутов, Шёлковый путь постепенно пришёл в упадок и его экономическое и политическое значение существенно снизилось.

Карта

Занимательная информация

  1. Общая протяжённость Шелкового пути составляет примерно 10 000 км.
  2. Прославленный путешественник венецианец Марко Поло добрался до Китая по Шёлковому пути.
  3. Перевозка грузов по Шёлковому пути производилась с использованием верблюдов. Лошади, как правило, не выдерживали суровых климатических условий пустынь.
  4. Чтобы обезопасить себя от нападений разбойников, купцы, путешествовавшие по Шёлковому пути, как правило, стремились собираться в большие караваны, следовавшие под надёжной охраной.
  5. В эпоху династии Хань Великая китайская стена была удлинена на много сотен километров в западном направлении, чтобы защитить Шёлковый путь от кочевых племён.
  6. Считается, что эпидемия Бубонной Чумы, истребившая в XIV веке значительную часть населения Европы, проникла на Запад по Шёлковому Пути.
  7. Наиболее высокая часть маршрута Шёлкового пути перевал Хунджераб. Его высота 4 693 км над уровнем моря.
  8. В июне 2014 г. отрезок Шёлкового пути коридор Чанъань-Тяньшань получил статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  9. С 2009 года проводятся автомобильные гонки ралли «Шёлковый путь».

В настоящее время ведутся масштабные работы по созданию сети автомобильных и железных дорог, а также морских транспортных путей через Каспийское море, призванных обеспечить большие объёмы грузоперевозок между Китаем и странами Европы. Эту транспортную сеть именуют «Новый Шёлковый путь».

Караван