Великий шелковый путь — интересные факты
Великий Шёлковый путь — это самый протяжённый сухопутный торговый маршрут из всех существовавших в истории. Регулярная караванная торговля по этому маршруту началась за много тысяч лет назад. Шёлковый путь стал связующей нитью, обеспечивавшей регулярные контакты между очень отдалёнными друг от друга цивилизациями Запада и Востока. Благодаря ему, шёл не только обмен товарами, но и обмен идеями, научными знаниями, технологиями. Шёлковый путь был существенным фактором, обеспечивавшим процветание китайских империй династий Хан, Тан и Юань. Однако в истории неоднократно случались периоды, когда торговля по Шёлковому пути на какое-то время прерывалась из-за войн и переселений народов. Представляем интересные факты о Великом Шелковом пути.
История
Оглавление
Бассейн великих рек Хуанхэ и Янцзы, в котором развивалась китайская цивилизация, географически был серьёзно изолирован от других регионов Евразийского материка высочайшими в мире горными хребтами и протяжёнными пустынями. С севера и северо-запада с Китаем на протяжении многих веков соседствовали воинственные кочевые племена, препятствовавшие безопасному перемещению торговых караванов. В эпоху династии Шан (1600–1046 гг. до н.э.) китайцы овладели секретами производства уникальных товаров, с которыми на Западе не были знакомы и производить их самостоятельно не умели. В числе таких товаров шёлк, фарфор и бумага. Высокий спрос на шёлк был вызван тем, что одежда из шёлковых тканей отпугивала насекомых паразитов. Морские торговые пути в ту эпоху ещё не были надёжно освоены из-за недостаточной развитости корабельного дела. А по суше добраться из Китая до стран Запада было можно по двум основным маршрутам. Один из них был проложен через так называемый коридор Ганьсу к западу от Синьцзяна. Другой маршрут соединял китайские провинции Юньнань и Сычуань с Индией через горы Тибета и назывался Дорога чайного коня. На Западе и в странах Ближнего Востока и Центральной Азии за китайские товары платили золотом, серебром, изделиями из шерсти, коврами, и изделиями из стекла.
Благодаря сухому климату пустыни Такла-Макан, через которую пролегал Шёлковый путь, в этом регионе на протяжении очень длительного времени прекрасно сохраняются изделия из дерева, тканей и бумаги. А это позволяет широко применять надёжные археологические методы для изучения его истории, предоставляющие историкам неопровержимые свидетельства. Среди иных товаров, пользовавшихся высоким спросом на Западе помимо шёлка и доставлявшихся по Шёлковому пути, были пряности из стран Индокитая. Бумага, изобретённая китайцами, в VIII веке распространилась в исламских странах, а позже и в Европе. Европейцы научились делать бумагу в основном только лишь в XIV веке.
Шёлковый путь не являлся стабильным маршрутом, проходившим через одни и те же места. Караванные тропы смещались в разные исторические эпохи. Кроме того, на этом грандиозном пути существовало множество различных ответвлений. И в зависимости от военно-политической обстановки в конкретный момент торговцы могли выбирать между различными вариантами маршрута, определяя более безопасные и надёжные. И самого этого понятия Шёлковый путь не существовало до XIX века. Термин Шёлковый путь впервые использовал выдающийся немецкий географ барон Фердинанд фон Рихтгофен (1833-1905) в 1877 году в созданном им атласе карт Китая, изданном в пяти томах.
Шёлковый путь соединял Китай с Самаркандом, древнейшим городом в Центральной Азии. (В настоящее время он находится на территории Узбекистана). В древности окрестности Самарканда населяли согдийцы, принадлежавшие к одной из иранских народностей и исповедовавшие зороастрийзм. В главных городах внутреннего Китая археологами обнаружены захоронения согдийцев, свидетельствующие о прочных контактах между древними китайцами и согдийцами.
Ярким свидетельством распространения религиозных идей по Шёлковому пути являются Кизильские пещеры тысячи Будд в Синьцзяне. Этот пещерный комплекс, расположен в регионе, среди жителей которого в настоящее время преобладают мусульмане. Он является древнейшим из китайских буддистских храмов. Его построили в период между III и VIII веками в тохарском государстве Гаочан.
В эпоху расцвета Римской цивилизации в начале нашей эры прямых контактов между римлянами и китайцами за редчайшими исключениями не было. Но обмен товарами между провинциями Римской империи и Китаем шёл весьма интенсивно, благодаря посредничеству парфян, кушитов, индусов, арабов и других народов. Из-за своей разветвлённости Шёлковый путь вовлекал в орбиту международной торговли очень значительное количество стран и народов Евразийского материка. Северная часть Шёлкового пути на протяжении многих веков пролегала через Крым. Стремясь взять торговлю по Шёлковому пути в той его части, которая выходила к Чёрному и Средиземному морям под свой контроль, в Средние века венецианцы пытались основать свои фактории и крепости в Леванте, а генуэзцы – в Крыму.
Международная торговля по Шёлковму пути способствовала мировому разделению труда, когда те или иные страны начинали специализироваться на производстве определённой продукции в расчёте на её устойчивый сбыт на экспорт за пределами внутреннего рынка.
Значительного расцвета торговля по Великому Шёлковому пути достигла в XIII-XV веках. После масштабных завоеваний Чингиз-хана и его наследников, значительная часть Евразийского материка была объединена под властью монголов, образовавших несколько больших государств, возглавлявшихся потомками Чингиз-хана – чингизидами. Они были заинтересованы в извлечении доходов от караванной торговли по Великому Шёлковому пути и предприняли целый комплекс эффективных мер для искоренения разбойников, грабивших караваны, и организации торговли посредством строительства караван-сараев, обеспечения купцов проводниками и другими необходимыми им услугами. Но к XV веку в монгольских государствах всё чаще стали происходить междоусобные войны и положение с безопасностью караванной торговли осложнилось.
После того, как турки-османы в XV веке завоевали Византийскую империю, они предприняли серьёзные меры, к тому, чтобы взять торговлю по Шёлковому пути под собственный контроль. Это вынудило европейцев искать иные пути для торговли с Востоком. В результате в конце XV века португальцы открыли морской путь в Индию вокруг Африки, а испанцы открыли Америку и начали её колонизацию. Из-за появления новых морских торговых маршрутов, Шёлковый путь постепенно пришёл в упадок и его экономическое и политическое значение существенно снизилось.
Занимательная информация
- Общая протяжённость Шелкового пути составляет примерно 10 000 км.
- Прославленный путешественник венецианец Марко Поло добрался до Китая по Шёлковому пути.
- Перевозка грузов по Шёлковому пути производилась с использованием верблюдов. Лошади, как правило, не выдерживали суровых климатических условий пустынь.
- Чтобы обезопасить себя от нападений разбойников, купцы, путешествовавшие по Шёлковому пути, как правило, стремились собираться в большие караваны, следовавшие под надёжной охраной.
- В эпоху династии Хань Великая китайская стена была удлинена на много сотен километров в западном направлении, чтобы защитить Шёлковый путь от кочевых племён.
- Считается, что эпидемия Бубонной Чумы, истребившая в XIV веке значительную часть населения Европы, проникла на Запад по Шёлковому Пути.
- Наиболее высокая часть маршрута Шёлкового пути перевал Хунджераб. Его высота 4 693 км над уровнем моря.
- В июне 2014 г. отрезок Шёлкового пути коридор Чанъань-Тяньшань получил статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- С 2009 года проводятся автомобильные гонки ралли «Шёлковый путь».
В настоящее время ведутся масштабные работы по созданию сети автомобильных и железных дорог, а также морских транспортных путей через Каспийское море, призванных обеспечить большие объёмы грузоперевозок между Китаем и странами Европы. Эту транспортную сеть именуют «Новый Шёлковый путь».