Велимир Хлебников — интересные факты

Велимир Хлебников (настоящее имя – Виктор Владимирович Хлебников) – знаменитый русский писатель и поэт Серебряного века, один из основоположников русского футуризма. Представляем интересные факты о Хлебникове.

Поэт

Детство

Будущий поэт появился на свет 28 октября 1885 года в Астраханской губернии. Отцом его был Владимир Хлебников, известный лесовод и орнитолог. Отец также происходил из богатой и старинной купеческой семьи. Так, дед Владимира, Иван Хлебников являлся купцом первой гильдии, а также почётным гражданином Астрахани. Помимо этого, его семья имеет ещё и армянское происхождение по отцовской линии.

Происхождение в семье ученого, по сути, определило всё его детство. С самых малых лет отец Хлебникова брал сына в многочисленные научные поездки и экспедиции по разным уголкам России, включая Урал и Дагестан. Детский опыт впоследствии сильно повлиял и на его творчество. Так, в одном из его первых стихотворений есть характерная строчка «О чём поёшь ты, птичка в клетке?». Благодаря родителям, мальчик также получил отличное домашнее образование, приобретя интерес к наукам, живописи и литературе.

Так, в четыре года Хлебников уже мог свободно читать на русском и французском языках. Также он пробовал заниматься живописью, увлечение которой сохранит вплоть до конца жизни. Помимо самого Виктора, у его семьи было ещё четверо детей.

Вследствие занятости отца, семья Хлебниковых часто перебиралась из одного конца России в другой. Так, будущий поэт едва только перешёл в третий класс гимназии в Симбирске, как ему пришлось вместе с родителями переезжать в Казань, и уже там оканчивать гимназию и поступать в университет. Там Хлебников показал себя разносторонним и многообещающим студентом, а круг его увлечений и интересов непрерывно расширялся. Так, помимо учёбы и творчества, он активно изучал японский язык и философию. От университетских преподавателей сохранилось множество хороших отзывов о нём и о его способностях, гарантировавших ему успешное будущее.

В 1904 году будущий поэт впервые пытается опубликовать свои произведения. Так, он пишет пьесу «Елена Гордячкина», которую отправляет в издательство «Знание», однако в публикации ему отказали.

Детство

Образование

Доказательством разносторонности личности Хлебникова и его широкого круга интересов может послужить то, что среди его первых творческих опытов присутствуют не только стихотворения, но ещё и научные записи, в которых Хлебников писал свои наблюдения и размышления на такие темы, как философия, этика, биология и психология. Он называл их «снимками». К этому периоду относится и его попытки написать автобиографию, от которой остались лишь наброски. Также в студенческие годы будущий поэт пробовал себя и в научной деятельности, написав ряд статей по орнитологии.

Жизнь и судьба Хлебникова была тесно связана с той тяжёлой и стремительной эпохой, в которой ему пришлось находиться. В этот период его жизни происходит русско-японская война, оказавшая огромное влияние, как на его взгляды, так и на его творчество. Именно с этого момента Хлебников впоследствии и будет пытаться вычислить законы времени, найти оправдание страданиям и смерти. Сам Хлебников об этом написал: «Мы бросились в будущее с 1905 года».

В декабре 1906 года Хлебникова принимают в университетское общество естествоиспытателей, которое впоследствии издаёт его статью, посвящённую открытию нового вида кукушки в ходе одной из недавних экспедиций. Однако, невзирая на его достижения в исследовательской деятельности, наука скоро надоедает ему. Вскоре это приводит к тому, что юноша забросил занятия орнитологией и перестал вовсе ходить на лекции в университете. Вместо этого всё своё время он уделял исключительно творчеству. К этому периоду относится и его произведение «Еня Воейков», так и оставшееся незаконченным.

Учёба в университете вскоре закончилась тем, что Хлебников был арестован за участие в политической демонстрации. А к тому времени, когда он вышел из тюрьмы, его уже успели исключить. Проблемы с законом у него возникали и дальше. Так, однажды ему пришлось принять участие в маскараде, где он выступил в костюме римского патриция. После мероприятия он ещё гулял в таком виде по городу, вследствие чего вскоре его доставили в полицейский участок на целую ночь. Друзьям пришлось приложить немало усилий, чтобы вытащить его оттуда.

В 1908 году Хлебников поступил в другой университет и стал учиться уже в Петербурге, однако даже там он недолго продержался на одном месте. Помимо учёбы, среди причин переезда в столицу было ещё и то, что он хотел полностью связать свою жизнь с литературой, а Петербург в то время был наилучшим местом для этого.

Сначала он поступил на естественный факультет. Чуть позднее перевёлся на историко-филологический. Однако учёба по-прежнему не вызывала у него большого интереса. Занятия он посещал всё реже и реже, а в 1911 году он и вовсе ушёл из университета.

Молодость

Творчество

Примерно в эти годы юный поэт окунается в творческую жизнь Петербурга. Так, поначалу он вступает в ряды символистов, знакомится с творчеством Вячеслава Иванова, а позднее вступает в контакт с журналом «Аполлон», где сближается с акмеистами. Именно от символистов он перенимает увлечение славянской мифологией и историей. Тогда же он и получает имя Велимир. Также он принимает иной псевдоним «Е.Лунев». Он будет его использовать гораздо реже, но всё же часть его работ была опубликована именно под этим именем.

Следствием знакомства с символистами стали его новые стихотворения, которые он в марте 1908 года отправил Вячеславу Иванову, который к тому времени стал для молодого Хлебникова творческим авторитетом. Позднее даже состоялась их личная встреча в Судаке. Влияние Иванова было столь сильно, что в этот период Хлебников написал более ста стихотворений, а также пьесу «Таинство древних». Во всех этих произведениях содержатся отсылки и аллюзии на античную культуру. Также в них заметно сильное влияние символистов. Однако позднее он отходит как от символистов, так и от акмеистов, намериваясь идти своим путём.

В этот же период Хлебников на какое-то время увлекается идеологией панславизма. Так, в 1908 году он анонимно публикует в одной из петербургских газет «Воззвание учащихся славян», в которомпоэт призывал представителей славянских народов к борьбе за свободу и независимость от великих держав. Написано оно было в связи с событиями Боснийского кризиса, едва-едва не закончившегося войной. Однако увлечение это было очень коротким. Уже спустя месяц Хлебников полностью отходит от панславянских идей.

Находясь в Петербурге, молодой поэт также познакомился со многими представителями тогдашней творческой элиты. Он встречается с поэтами-символистами Сергеем Городецким и Алексеем Ремизовым и посещает многочисленные литературные встречи и вечера. В то время он сильно увлекался Древней Русью, а также старославянским языком.

Стихотворения Велимира были опубликованы впервые в журнале «Весна» в 1908 году. Одним из них было «Искушение грешника». В этом же году он знакомится с Каменским, братьями Бурлюками, а чуть позднее и с Владимиром Маяковским и Бенедиктом Лившицом. Вместе с ними он даёт начало движению русского футуризма и сам выступает в качестве одного из его главных теоретиков и идеологов. Сам же он, однако, не любил это слово, предпочитая называть их направление «будетлянством». Первым стихотворным сборником футуристов стал «Садок судий», в котором были опубликованы и стихи самого Хлебникова. В 1912 году вышел новый, не менее известный футуристический сборник, «Пощёчина общественному вкусу».

Само же окружение поэта, включавшее в себя, как футуристов, так и круг формалистов, высоко ставило Хлебникова в первую очередь за его литературное новаторство и лингвистические эксперименты по преображению русского языка. Однако на одних лишь опытах с языком его интересы не заканчивались. Он по-прежнему продолжал писать стихи и поэмы, а также пытаться познать законы времени. Также, невзирая на большую популярность в литературных кругах, он вплоть до конца жизни не любил выступать на публике и вслух читать свои произведения и делал это крайне редко.

В 1912 году Хлебников написал книгу “Учитель и ученик», в которой были изложены базовые понятия и теория будетлянства, как нового направления в искусстве. Позднее его лингвистические эксперименты послужат основой для поэтического языка, известного как «заумь», который он прорабатывал вместе с другим поэтом-футуристом Алексеем Кручёных. Окончательная версия «заумного языка» была представлена в их совместной поэме «Игра». Чуть позже они выпустили сборник «Слово как таковое», в котором ещё подробнее изложили суть созданной ими зауми.

Солдат

Первая мировая война

Во время Первой мировой войны поэт принялся тщательно изучать военную историю. Результатом этих исследований стали такие работы, как «Время мера мира» и «Битвы 1915 – 1917 годов. Новое учение о войне». Своё отрицательное отношение к нынешней войне он выразит при помощи своей новой поэмы «Война в мышеловке» и иных стихотворений тех лет.

В одном из писем 1916 года Хлебников сделал предположение, что война пройдёт ещё полтора года, прежде чем окончательно затихнет и не «перейдёт в мёртвую зыбь внутренней войны».

В 1916 году поэта призывают в царскую армию, где он вынужден на какое-то время остаться в Царицыне, в запасном полку. Время это Хлебников пережил с большим трудом, испытывая отвращение к военным порядкам и чувствуя, что перевоплотился в «лишённое разума животное». К счастью, его старый знакомый, работающий врачом, смог добиться того, чтобы его демобилизовали по состоянию здоровья. В эти тяжёлые годы у Хлебникова появляется утопичный замысел общества Председателей Земного Шара, состоящее из людей, единых с человечеством и ответственных за его судьбу.

Как и большинство русских футуристов, поэт был большим поклонником научной фантастики, а также творчества Герберта Уэллса. Так, английский писатель тоже был включён в состав Председателей Земного Шара. Однако не это главное. Из фантастики Хлебников почерпнул идею, что для объединения человечества в первую очередь необходим общий язык, благодаря которому навсегда сотрутся границы пространства и времени. Именно с этой целью он и предпринимал эксперименты с русским языком, отбирая определённые слова, изменяя их форму и вид, пытаясь сотворить универсальный всемирный язык.

В 1917 году Хлебников издал в Харькове «Воззвание Председателей Земного шара», в котором он изложил свои взгляды на происходящую в мире ситуацию, а также стихотворение «Свобода», в которой отразилось его восприятие Февральской революции.

На протяжении всего года поэт странствовал по России, посетив такие города, как Киев, Царицын, Таганрог и Астрахань. Позднее он поехал в Петербург, где остановился у своего знакомого, Дмитрия Петровского. К тому моменту отпуск в армии, данный ему по состоянию здоровья, подошёл к концу, и Хлебникову пришлось скрываться.

Во время событий 1917 года Хлебников находился в Петербурге. Пережитые впечатления от революционных дней он позднее описал в поэме «Ночной обыск». Впоследствии он часто менял место жительство, останавливаясь то в Астрахани, то в Украине. Всё это время он становился очевидцем Гражданской войны в России, отразив пережитый опыт в таких произведениях, как «Ночь в окопе», «Малиновая шапка» и «Каменная баба». Позднее он перебирается на Кавказ, зарабатывая на хлеб работой в журналах и газетах. Позже он отразил своё видение революционных событий в поэме «Ладомир», где поэт создаёт образ идеального мира, единого как с природой, так и со всеми людьми.

Хлебников всё также продолжал исследовать течение времени. Так, в тексте «Лебедия будущего», датированного 1918 годом поэт предполагая, что в будущем может появиться виртуальная сеть, которую он назвал «тенекниг». Как он писал, там будут появляться новости, новинки и извещения. Люди с помощью этого изобретения смогут записывать тексты, после чего с помощью светового стекла оно будет выводиться на стене.

Советская Россия

Вскоре он вернулся в Астрахань и поселился там на некоторое время у родителей. К счастью, все те месяцы, что он провёл там, оставались относительно спокойными. Вследствие этого он мог себе позволить устроиться на работу в газете «Красный воин», подчиняющийся Астраханскому Военному совету. Там он вместе с друзьями принимал активное участие в политической и литературной жизни города, планируя перевести свои произведения на такие языки, как персидский и калмыцкий.

Лишь в 1919 году поэт покинул родителей и вернулся в Москву с целью издания его новой книги. Выпустить новый сборник предложил Маяковский, а сама публикация была одобрена Народным комиссаром просвещения Луначарским. Однако сборник, в конце концов, издать так и не смогли. Причиной был сам Хлебников, которой решил вскоре срочно поехать в Харьков. Впоследствии его творческое наследие и организация его дел в Москве было передано Маяковскому.

К этому периоду относятся его последние литературные и языковые эксперименты. В 1922 году была написана «Зангези», жанр которой сам автор определял как «сверхповесть или заповесть».

Память

Всю свою жизнь Хлебников перебирался из одного уголка России в другой. Вследствие этого многие рукописи оказались для нас потеряны. Немало способствовало этому и то, что сам Велимир достаточно прохладно относился к сохранности собственного наследия. Так, во время одного из путешествий по ночной степи ему пришлось сжечь часть своих работ, чтобы хоть как-то согреться.

Тяжело больной и изнуренный поэт, чувствуя приближение скорой смерти, намеривался поехать домой, в Астрахань, однако сил у него уже не оставалось. В сопровождении мужа своей сестры, Веры, он добрался до деревни Санталово, находившуюся рядом с Новгородом. Предполагалось, что там поэт сможет отдохнуть и поправить здоровье, прежде чем поехать дальше в Астрахань.

Однако дальше ему поехать никуда не удалось. Болезни, терзавшие его раньше, обострились с новой силой, следствием чего стал отказ ног. Его удалось довезти до ближайшей больницы, но там ему уже ничем помочь не смогли. Так, Велимир Хлебников умер 28 июня 1922 года в Санталово.

Тело поэта было похоронено в соседней деревне Ручьи, на местном кладбище. Лишь в 1960 году его тело перезахоронили в Москве, на Новодевичье кладбище. Место захоронения Хлебникова располагается совсем рядом с могилами его сестры и матери. В 1975 году поклонниками творчества поэта на его могиле было установлено новое надгробие – «каменная баба», ставшая памятником его жизни и творчества.

Влияние Велимира Хлебникова на русскую и мировую культуру крайне велико. Для того, чтобы в полной мере объяснить, насколько поэзия Хлебникова повлияла на литературу, достаточно упомянуть лишь фамилии таких выдающихся поэтов Серебряного века, как Мандельштам, Пастернак, Маяковский и Цветаева, которые писали под его влиянием и немало позаимствовали у него.

Сестра Велимира, художница Вера Хлебникова, пережила брата и впоследствии снабжала его произведения иллюстрациями и оставила о нём воспоминания. Позднее она вышла замуж на художника Петра Митурича, который также был знаком с Велимиром и был с ним в последние дни его жизни. Его авторству принадлежат такие работы, как «Велимир Хлебников на смертном одре» и «Больной Велимир Хлебников»

28июня 1986 года был основан музей поэта, расположенный в месте его первоначального захоронения, в деревне Ручьи. Примерно с этого же года там регулярно проводятся Хлебниковские чтения.

Второй музей Хлебникова был открыт уже 19 октября 1993 года на родине поэта, в Астрахани, прямо на месте бывший квартиры его семьи.

Начиная с 2010 года, регулярно присуждается российским литераторам премия «Послушайте!», основанная в память о Велимире Хлебникове. Награждение происходит каждый год 9 ноября.

В селе Тундутово, в Калмыкии, был установлен памятник поэту за авторством скульптора Степана Ботиева.

В Казани, где Хлебников учился и проживал какое-то время, одна из улиц была названа его именем.

Литератор