Альберт Эйнштейн — интересные факты

Физик, Нобелевский лауреат Альберт Эйнштейн родился 14 марта 1879 г. в немецком городе Ульме. Родители Эйнштейна, Паулина и Герман, занимались торговлей. Альберт Эйнштейн – интересные факты.

Физик

Детство

В детстве у А. Эйнштейна не было никаких признаков его гениальности. Более того, родители боялись, что он умственно отсталый. У него была задержка речевого развития. Некоторые современные психиатры полагают, что он был болен одной из форм аутизма.

В школе Альберт учился посредственно. Учителя считали его ленивым и полагали, что успех в жизни ему не светит.

Считается, что А. Эйнштейн не очень хорошо владел техникой математических вычислений. Он уже в 15 лет он самостоятельно научился дифференцировать и интегрировать.

В 17 лет будущему Нобелевскому лауреату не удалось поступить в Швейцарскую высшую техническую школу в Цюрихе в том числе из-за провала на экзамене по физике. Удачной оказалась только вторая попытка.

Детство

Увлечения

О том, что А. Эйнштейн очень любил играть на скрипке, знают все. Играть он научился в 6 лет. Физик постоянно брал инструмент в поездки.

Однажды ученый был в гостях, и хозяева попросили его сыграть вместе с другим гостем – композитором Гансом Эйслером. Эйнштейн согласился, но не смог попасть в такт. После чего Эйслер сказал: «Я не понимаю, почему считают великим человека, который не может сосчитать до трех» (во вступлении было три такта).

Любимыми писателями гениального физика были Ф. Достоевский, Л. Толстой и Б. Брехт. А его любимая книга – «Максимы» Ф. де Ларошфуко. Не любил Эйнштейн научную фантастику и советовал ее не читать.

Помимо игры на скрипке ученый любил ходить на лодке под парусом, хотя плавать не умел.

Школьник

Изобретатель

А. Эйнштейн известен как выдающийся физик-теоретик. Но технические проблемы были ему знакомы не понаслышке. В начале 20-го века публикации научных статей денег не приносили. Два года Эйнштейн сидел без работы. Чтобы содержать семью, он устроился на работу в патентное бюро.

Много позже ученый прочел в газете о гибели семьи из-за утечки диоксида серы из неисправного холодильника. Вместе с одним из студентов Эйнштейн подал заявку на изобретение безопасного холодильника, действующего по другому принципу. Этот агрегат назван был «холодильником Эйнштейна».

Среди изобретений А. Эйнштейна есть также гирокомпас и усовершенствованный слуховой аппарат.

Студент

Борьба против идей Эйнштейна

В СССР идеи Эйнштейна в области релятивистской теории встречали активное сопротивление некоторых физиков. В частности, его ярым оппонентом был А.К. Тимирязев, сын известного ботаника, исследователя фотосинтеза К.А. Тимирязева.

Теорию относительности также не принял К.Э .Циолковский. Утверждение о том, что тела не могут двигаться быстрее света в вакууме, противоречило концепции Циолковского о заселении землянами других планет.

В 50-е годы XIX в. критика теории относительности (наряду с генетикой и кибернетикой) возобновилась после выхода русского перевода книги А. Эйнштейна и Л. Инфельда «Эволюция физики». Особенно рьяно с идеями Эйнштейна боролись философы-материалисты. Готовился разгром физики (направлений физики, с которыми были не согласны советские чиновники), аналогичный разгрому генетики. Но активной кампании против физиков и кибернетиков мешала необходимость разработки советского ядерного оружия и атомного проекта. Окончательно борьба с теорией относительности прекратилась после смерти И.В. Сталина.

В 1920 году ученого номинировали на Нобелевскую премию за создание общей теории относительности. Но Нобелевский комитет отклонил его кандидатуру. Альберт Эйнштейт получил Нобелевскую премию в 1921 году за создание теории фотоэффекта с припиской «и другие открытия в области физики».

Семья

Женой стала Милева Марич, которая также училась в Цюрихе и была старше Эйнштейна на 4 года. В браке с Милевой родились двое сыновей: Эдуард и Ганс. Младший, Эдуард, проявлял способности к математике, но в 21 год попал в психиатрическую больницу с диагнозом «шизофрения». В лечебнице он прожил большую часть жизни и умер в 55 лет.

Со старшим сыном, Гансом, у Эйнштейна были очень плохие отношения. Биографы связывают это с тем, что он не отдал Нобелевскую премию Милеве, как обещал, а только разрешил пользоваться процентами.

Прожив более десяти лет в браке, супруги развелись. А. Эйнштейн до конца жизни чувствовал свою вину перед Милевой, которую очень любил. Существует версия, что Милева помогала супругу в научной работе, но этому факту нет четких подтверждений.

Активная гражданская позиция

А. Эйнштейн был пацифистом, поддерживал Пагуошское движение за мир (движение ученых, которые выступают за мир). Живя в Америке, он утверждал, что негры должны иметь такие же права, как и белое большинство. Одним из его друзей был афроамериканский певец, актер и правозащитник П. Робсон.

Ученый ненавидел насилие и принуждение. Поэтому ему были близки идеалы социализма. В то же время он не принимал тоталитаризм и никогда не приезжал в Советский Союз, несмотря на неоднократные приглашения.

А. Эйнштейн неоднократно писал письма И. Сталину и другим руководителям СССР, пытаясь облегчить участь арестованных физиков-иностранцев. В частности, Эйнштейна беспокоила судьба Фрица Нетера, талантливого математика, брата выдающейся женщины-математика Эмми Нетер. Ф. Нетер после прихода к власти нацистов переехал в СССР и работал в Томске, где преподавал в университете и занимался исследовательской деятельностью в НИИ прикладной математики и механики. В 1937 г. он был арестован и приговорен к смертной казни. Расстреляли Ф. Нетера в 1941 г. в Медведевском лесу под городом Орел.

В 1938 году А. Эйнштейн подписал письмо, адресованное президенту США Ф. Рузвельту, о необходимости разработки ядерного оружия. Впоследствии, по утверждению Нобелевского лауреата по химии Л. Поллинга, Эйнштейн сожалел об этом и называл подписание письма главной ошибкой своей жизни.

В ФБР есть личное дело великого физика, которое в разгул маккартизма (борьба против коммунизма в США) содержало 1427 страниц.

В ноябре 1952 года А. Эйнштейну предложили стать вторым по счету президентом государства Израиль, но он отказался. Портрет ученого изображен на одной из израильских банкнот.

Последним незаконченным трудом А. Эйнштейна стало воззвание к общественности с призывом предотвратить ядерную войну.

Особенности

Известно, что А. Эйнштейн никогда не носил носки и даже на торжественных приемах был обут на босу ногу.

На одной из наиболее известных фотографий ученый изображен с высунутым языком. Это была реакция на назойливость журналистов.

Какое-то время ученый «зарабатывал» тем, что брал по 1 доллару за автограф (возможно, эти деньги ученый отдавал на благотворительность).

О рассеянности Эйнштейна ходили легенды. Однажды он получил чек на 1500 долларов от Фонда Рокфеллера. Этот чек он использовал как закладку в книге. Но саму книгу вскоре потерял.

Однажды в американском трамвае он заплатил неправильную сумму за билет. Кондуктор посоветовала ему лучше выучить арифметику.

Известно, что А. Эйнштейн не понял и не принял идеи квантовой механики, которая основана на вероятностном подходе. Он говорил: «Я не верю, что Господь играет в кости». Однажды Нильс Бор, один из основателей квантовой механики, ответил на это утверждение: «Прекратите указывать Богу, что ему делать».

В 1922 г. А. Эйнштейн раскритиковал гипотезу А. Фридмана о расширяющейся Вселенной. Но затем признал, что был неправ.

Память

Ученый умер от аневризмы аорты в американском городе Принстоне. Накануне смерти ему предлагали сделать операцию, но он отказался, сказав, что не видит смысла в искусственном продлении жизни.

Все, кто посещал А. Эйнштейна в его последние месяцы, отмечают спокойствие, бодрость духа и полное безразличие к смерти.

Свои последние слова ученый произнес на немецком языке. Но они остались неизвестны, поскольку сиделка совершенно не знаала немецкий язык. Ведь последние полтора десятилетия своей жизни Эйнштейн прожил в США.

Еще при жизни ученый дал согласие на посмертное исследование своего мозга.

На основе изображений Эйнштейна создано лицо мастера Йоды из фильма «Звездные войны». В 2017 году российский телеканал «Культура» показал два сериала о жизни Эйнштейна.