Типы речных судов

На протяжении тысяч лет реки и озера были основными транспортными артериями. Поэтому речные суда являются частью истории человечества. Они прошли длительную эволюцию от простого плота до современных технологически продвинутых кораблей. Сейчас существует большое разнообразие судов, которые перевозят грузы и людей, обеспечивают судоходство по рекам, каналам, озерам.

грузовой теплоход - площадка

Классификация речных судов

Оглавление

Самая распространенная классификация речных судов связана с конструкцией и прочностью корпуса, доступной акваторией и способностью выдерживать неблагоприятные погодные условия. По этим требованиям они делятся на 4 класса: «М», «О», «Р», «Л». Основные параметры для классификации – ветро-волновой режим.

  • «М» – подходят для плавания при волнах высотой до 3 м, шириной до 40 м. У них высокие борта, более длинные якорные цепи, водонепроницаемые двери, вместо окон иллюминаторы, дополненные крышкой. На отрытых палубах борт не менее 90 см, настройки из легкого металла. Этому классу соответствуют крупные реки, например, Енисей, озера – Байкал, Онежское, а также прибрежные морские воды.
  • «О» – выдерживают волны до 2 м, шириной не более 20 м, скорость ветра до 21 м/с. Таким условиям соответствуют озера, например, Выгозеро, многие водохранилища, реки среднего размера – Дон, Лена, Амур. К этим судам предъявляется меньше требований. В палубных надстройках вместо иллюминаторов могут быть окна, но надводный борт оборудован иллюминаторами с крышкой, открытые палубы оснащены металлическими фальшбортами.
  • «Р» – подходят для большинства рек, небольших водохранилищ, например, Горьковское, Саратовское, а также для мелких озер – Белое, Чудское, Телецкое. Эти суда выдерживают волну 1,2 метра, шириной до 12 метров, ветер до 17 м/с. Корпус у них плоскодонный, борта вертикальные. На верхней палубе легкие надстройки, вместо иллюминаторов устанавливаются обычные окна.
  • «Л» – легкие суда с осадкой до 1,2 метров. Они могут передвигаться только по мелким рекам, мелководным озерам и водохранилищам. Они выдерживают волну до 0,6 м. На них устанавливаются облегченные надстройки, водометные или винтовые движители

Дополнительно выделяют суда смешанного плавания – «М-СП». Они могут ходить как по рекам, так и по морю. Они более прочные, оснащены специальным оборудованием. Выдерживают волну до 3,5 метров. Судам с дополнительной маркировкой «ПР» разрешается выход в прибрежные воды. А слово «лед» показывает, что судно может передвигаться по плавающему мелкому льду.

Также все суда делятся на типы по некоторым другим признакам.

  • По принципу движения их делят на самоходные, несамоходные и стоечные. Последние – это понтоны, дебаркадеры и другие, находящиеся на одном месте.
  • По типу двигателя делятся на теплоходы и электроходы. Первые работают на двигателе внутреннего сгорания, вторые – на электродвигателе.
  • По роду движения – колесные, на воздушной подушке, с крыльчатым движителем, водометные, с гребным или воздушным винтом.
  • По принципу поддержания на воде есть суда, которые передвигаются на воздушной подушке (скеговые и амфибии), подводных крыльях, а также глиссирующего типа. Это все гидродинамический принцип. Суда с гидростатическим принципом поддержания на воде – это катамаран, водоизмещающее судно, с воздушной каверной.
  • По материалу корпуса выделяют металлические, стеклопластиковые и деревянные. Более редкие – железобетонные, это дебаркадеры и плавучие причалы.
  • По назначению выделяют транспортные и технические суда.

Технические речные суда

Технические речные суда не заняты непосредственно перевозкой грузов и пассажиров. Они обеспечивают нормальное судоходство, работу портов и других судов. В их задачу входит обслуживание флота, добыча и перегрузка строительных материалов. Все технические суда можно разделить на несколько групп.

  • Буксиры – регулируют движение других судов, буксируют, управляют плаванием в узких местах. Обеспечивают безопасность на воде и работу портов.
  • Земснаряды – с их помощью производится выемка песка и грунта со дна. Они нужны, чтобы обеспечивать безопасный транспортный коридор, углубляют его, улучшают подход к портам. Это дноуглубительные и скалодробительные снаряды, грейферные суда.
  • Плавучие краны используются для подъема грузов, строительных и инженерных работ на воде. Также они помогают поддерживать инфраструктуру портов.
  • Вспомогательные суда тоже обслуживают другие корабли и порты. Это лоцмейстерские катера, ледоколы, бункеровщики, очистные станции. К обслуживающим судам относятся шаланды, мусоросборщики, плавмастерские.
  • Спасательные корабли обеспечивают безопасность на воде. Оснащены специальными средствами для оказания помощи при наводнениях, пожарах.
  • Специальные суда – это плавучие гостиницы, базы отдыха, дебаркадеры, плавмагазины, заправочные станции. Они обычно не передвигаются, а пришвартованы у берега.

Транспортные суда

Транспортные суда – это те, которые перевозят пассажиров или грузы. Они самые распространенные в речном флоте. Делятся на пассажирские и грузовые.

Пассажирские

Это суда для перевозки более 12 человек. Они бывают транзитными, судами местного, пригородного и внутригородского сообщения. Это туристические корабли: круизные, прогулочные, экскурсионные, а также паромы и плавучие дома. Паромы предназначены для перевозки людей и транспортных средств с одного берега на другой при отсутствии моста.

По размеру корабли делятся на круизные лайнеры и малые пассажирские суда. Современные лайнеры многопалубные, обеспечивают комфорт пассажирам. Предназначены только для крупных рек, скорость у них небольшая. Малые суда – это теплоходы, катера, яхты, речные трамвайчики. Могут передвигаются по более узким рекам, некоторые развивают большую скорость.

Грузовые

К водному грузовому транспорту относятся сухогрузы и наливные суда. Они могут быть самоходными и толкаемыми с помощью буксиров. Последние называются баржами или буксируемыми судами. Движение грузовых судов часто ограничено глубиной водоема, к тому же у них небольшая скорость.

Сухогрузы предназначены для транспортировки автомобилей, леса, стройматериалов, сыпучих и других товаров. У них большая грузоподъемность, они бывают открытого и закрытого типа. К сухогрузам относятся:

На наливных судах перевозят жидкости и газы. К ним относятся танкеры, а также баржи со специальными резервуарами. Они делятся на нефтеналивные, водовозы, перевозящие газы или жидкие химические вещества.

Речные суда – это важная часть транспортной системы, они обеспечивают развитие мировой экономики. Большое разнообразие типов является отражением технологического прогресса, дает возможность выбрать соответствующую целям применения разновидность с учетом требований общества. Речной флот регулярно пополняется новыми инновационными судами, которые позволяют повысить экономичность и комфорт перевозок.