Метро — интересные факты

Метро – это железная дорога, которая размещена в пределах города и полностью отделена от других дорог. Метро не обязательно должно находиться под землей, поезда могут ездить на надземных эстакадах или перемещаться по земле. Главное условие для того, чтобы рельсовый транспорт считался метрополитеном – чтобы маршрут не пересекался ни с какими дорогами. Еще один признак метро – чтобы временные промежутки между поездами были небольшими. Самый старый метрополитен в мире – лондонский, он открылся в 1863 году. В Москве метро открылось в 1935 году, в Киеве – 1960 году. В России метро есть в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге. В Волгограде есть метротрам. Это подземный скоростной трамвай, который фактически является метрополитеном. В Украине метро есть в Киеве, Харькове, Днепре (Днепропетровске), в Кривом Роге есть скоростной трамвай. Представляем интересные факты о метро.

Город

Москва

Оглавление

Самая старая линия – Сокольническая, она начала функционировать в 1935 году. Самая молодая ветка – Бутовская, она была основана в 2003 году.

В 1935 году ездили по картонным талонам, они имели срок действия – 35 минут. Первый переход между линиями был сделан в 1938 году. Первые турникеты появились в 1952 году. В 1992 году талоны заменили на пластиковые жетоны, через несколько месяцев, в том же 1992 году пластиковые жетоны заменили на жетоны из железа. В феврале 1999 года ввели бесконтактные карты. Московские жетоны используют для оплаты проезда в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге.

Протяженность 12 линий московского метро – 330 километров, есть около 200 станций (почти все подземные, но есть 9 наземных, 5 станций расположены на мостах). Метро постоянно расширяется, открываются новые станции, к 2020 году планируется открыть еще 70 станций, протяженность линий планируется увеличить более, чем на 150 километров.

Самый длинный участок дороги между станциями – более шести километров (от метро Крылатское до метро Строгино), самый короткий участок – полкилометра, от остановки Международная до остановки Деловой центр.

Станция Охотный ряд много раз меняла свое название – Охотный ряд (открыта в 1935 году), имени Когановича (1955 год), Охотный ряд (1957), имени Карла Маркса (1961), Охотный ряд (1990).

Мост

Вагоны изготавливаются в подмосковном городе Мытищи.

Станция «Мякинино» (Красногорский район) — единственная, которая расположена за пределами Москвы.

Станция «Парк Победы» находится на самой большой глубине (90 метров). Эскалатор на этой станции самый протяженный (140 метров).

Между рельсами есть углубление для стока воды. Если человек оказался на путях, ему нужно подождать в этом углублении, пока его не вызволят работники метро. Если выбираться самостоятельно, можно наступить на контактный рельс, который находится под напряжением в 850 вольт. Если кто-то упал на рельсы и приближается поезд, нужно стать на край платформы и круговыми движениями руки (это знак экстренного торможения) нужно привлечь внимание водителя поезда.

Туннель на участке «Каширская» — «Орехово» трижды затапливался водами Царицынского пруда – в 1984, 2001 и 2003 годах. Самое сильное затопление произошло в 1984 году, восстановление туннеля заняло два месяца.

На станции «Котельники» есть бюро находок, в котором утерянные пассажирами вещи хранятся на протяжении шести месяцев. Получить найденную вещь можно с 8 утра до 8 вечера, с собой нужно иметь паспорт или удостоверение личности.

В начале 90-х годов ХХ века из метро убрали урны для мусора, чтобы террористы не могли в них заложить взрывчатку.

В метро есть грузовые поезда, которые перевозят запчасти к ремонтным мастерским. Так как запчасти бывают большими и через крышу их удобней загружать и разгружать, то с пассажирских поездов, которые на некоторое время становятся грузовыми составами, снимают крышу.

В метро – сильный запах креозота, это вещество делают из нефти, им обрабатывают шпалы, чтобы они не гнили.

Поезда изготавливают в подмосковном городе Мытищи на предприятии «Метровагонмаш». Вагоны доставляются в Москву тепловозом до станции «Подмосковная», на этой станции есть ответвление в депо «Сокол».

Самая длинная станция – Воробьевы горы, ее длина – 284 метра.

Станцию Александровский сад переименовывали самое большое количество раз. Другие ее названия – Коминтерн, Имени Коминтерна, Улица Коминтерна, Калининская, Воздвиженка.

Облицовка в метро сделана из мрамора, известняка. На облицовочных плитах можно увидеть окаменелости – аммониты, наутилусы, белемниты, брахиоподы, морские ежи, морские лилии, двустворчатые моллюски, брюхоногие моллюски, аулакоцератиды, кораллы, губки.

На станции Таганская есть подземный бункер, который построили в 1956 году. В нем должно было находиться командование дальней авиацией в случае ядерного удара. В 1995 году здесь сделали музей.

Часы на станции «Каширской» показывают кроме времени суток радиоактивный фон.

В московском метрополитене на станциях, глубина которых не превышает 10 метров, нет эскалатора. Если есть один эскалатор, который работает только на выход, глубина не превышает 15 метров.

На станции «Спортивная»(в южном вестибюле) есть музей метро. В нем можно посмотреть макеты поездов и станций.

Чтобы побыстрей зайти в поезд, можно присмотреться к полу – за белой полосой есть протоптанные дорожки. Эти дорожки образовываются из-за того, что двери при остановке поезда всегда оказываются в одном и том же месте.

Самая длинная линия – Серпуховско-Темирязевская, она тянется на 41 километр, самая короткая – Каховская, тянется на 3 километра.

В Москве есть монорельсовая дорога, она ведет от метро «Тимирязевская» до улицы Сергея Эйзенштейна

Города России

В советское время Петербургский метрополитен назывался Ленинградским. Он начал работать в 1955 году. Поезда ездят по 5 линиях, их общая длина более 113 километров. Есть 67 станций, до конца 2020 года планируется открыть еще 13 станций. Петербургское метро перевозит более 2 миллионов пассажиров в день. Это самое глубокое в мире метро, в среднем станции располагаются на глубине 70 метров под землей.

Метрополитен в Новосибирске открыт в 1985 году, это первый подземный поезд в Сибири. Есть две линии протяженностью более 15 километров,13 станций. Ежедневно подземкой пользуются 240 тысяч человек. Метромост считается самым длинным в мире, он идет через реку Обь, его длина – более двух километров.

Метро в Нижнем Новгороде открыли в 1985 году. На двух линия есть 14 станций. Длина путей – почти 19 километров. Каждый день через подземку проходит 120 тысяч человек. Здесь находится самая большая станция в Европе — «Московская», она имеет 4 направления.

В Екатеринбурге метрополитен отрыли в 1991 году. На одной линии длиной более 12 километров (самое короткое метро в мире) есть 9 станций. Через подземку каждый день проходит более 140 тысяч человек.

В Казани подземка открылась в 2005 году. Одна линия, 10 станций, 16 километров, 85 тысяч пассажиров в день. Подземкой пользуется немного людей, в основном туристы. Метро считается самым чистым в мире.

В Самаре метро открылось в 1987 году. Десять станций, более 12 километров, 44 тысячи пассажиров в день. По статистике — самое безопасное метро в России.

В Волгограде есть скоростной трамвай метротрам. Есть 22 станции, из них 6 расположены под землей, протяженность – более 17 километров (под землей более 7 километров).

В России строятся метрополитены в Омске, Красноярске, Челябинске, Перми, Ростове.

В Украине

Самая глубокая станция в мире находится в Киевском метрополитене – «Арсенальная», ее глубина более 105 метров. Следующая станция «Днипро» является наземной, поэтому отрезок между станцией «Днипро» и «Арсенальная» имеет самый большой перепад глубин в мире.

Киев

 

В Украине метрополитен есть в Киеве, Харькове, Днепре (Днепропетровске).

В Кривом Роге есть скоростной трамвай, в котором из 15 станций 4 станции – подземные.

Строится метрополитен в Донецке, но стройка сначала была заморожена из-за недостатка финансирования, потом остановлена из-за войны.

Планируется построить в Одессе, Запорожье, Львове.

В мире

Самый первый метрополитен в мире – Лондонский, он был открыт в 1863 году. Поезда начали ездить на электричестве в 1890 году.

В 2019 году в мире было 186 метрополитенов в 56 странах мира.

Шанхайский метрополитен самый длинный в мире, его длина – 660 километров. Он занимает третье место в мире (после Пекина и Токио) по количество перевезенных пассажиров – каждый день шанхайской подземкой пользуются 7 миллионов человек.

Самая загруженная подземка – Пекинская, ежедневно этим видом транспорта пользуются более 10 миллионов жителей китайской столицы.

Самое большое количество станций – в Нью-Йоркском метрополитене (472 станции).