Море Лаптевых — интересные факты

Это море – самая северная окраина Сибири. В древности оно так и называлось – Окраинное, затем в XVI веке – Татарское, позже в XVIII веке стало называться Сибирское. Представляем интересные факты о море Лаптевых.

Океан

География

Оглавление

С запада оно ограничено полуостровом Таймыр и Северной Землей, с юга — северным побережьем Сибири, с востока – Новосибирскими островами. На севере море вливается в ещё более суровый Северный Ледовитый океан.

В это море впадает самая полноводная река Сибири – Лена.

По берегам его ещё с VII века до н.э. проживали древние сибирские племена – юкагиры и чуванцы. Занимались рыболовством, охотой на диких оленей, позднее – разведением тех же оленей, которых сумели со временем приручить. Во II веке они стали постепенно смешиваться с эвенками, коряками и чукчами, а в XIX веке – с якутами.

Русские первооткрыватели

Русские добрались до берегов этого моря в XVII веке, сплавляясь по сибирским рекам. Были и более ранние экспедиции, но от них остались только безымянные могилы, найденные русскими исследователями.

В 1629 году русские казаки прошли на лодках по сибирской реке Лене, спустились до её дельты и записали в своих отчетах, что эта река впадает в неизвестное студеное море.

Впоследствии ещё многие русские исследователи проходили мимо этого сурового моря и отмечали его на своих картах. В 1636 году Иван Ребров прошел из этого моря до моря Восточно-Сибирского. В 1710 году в восточной части этого моря исследовали Яков Пермяков и Меркурий Вагин открыли Большой Ляховский остров, но были убиты своими же казаками.

Великая Северная Экспедиция

Но всерьёз исследованием этого моря занялись только в 1755 году, в ходе грандиозного проекта XVIII века по изучению русского Севера, который вошел в историю под названием Великая Северная экспедиция.

Этот проект состоял из семи самостоятельных исследовательских отрядов общим количеством 600 человек, объединённых одним руководителем – Витусом Берингом.

Петр Лисиниус

В августе 1735 года экспедиция из 50 человек под командой Петра Лисиниуса вышла из Якутска на двухмачтовое палубном боте «Иркутск». Они дошли до устья Лены и взяли курс на восток. Однако, этой экспедиции сразу не повезло: «Иркутск» успел только дойти до устья реки Хараулах и оказался зажат льдами, в результате отряд был вынужден устроиться здесь зимовать.

К несчастью, во время зимовки у команды началась цинга, от которой погибли 42 человека, включая самого Лисиниуса. Выжить удалось только 9 членам экипажа, за которыми капитан-командор Беринг срочно снарядил спасательный отряд, переправивший еле живых участников неудавшейся экспедиции обратно в Якутск.

После этой трагедии Беринг назначил новым капитаном «Иркутска» своего помощника — лейтенанта Дмитрия Лаптева.

Дмитрий Лаптев

Новый руководитель экспедиции набрал команду из самых опытных моряков, и вместе с ними на небольших лодках сплавился по Лене до устья реки Хараумах, где во льдах остался замёрзший «Иркутск».

Приведя в порядок корабль, Дмитрий привёл «Иркутск» обратно в дельту Лены, где на борт погрузили продовольствие, и в августе 1736 года бот «Иркутск» вторично попытался взять курс на восток. Но и в этот раз им не повезло: четыре дня спустя «Иркутску» снова преградили путь льды.

Чтобы не потерять второй экипаж, Дмитрию пришлось возвратиться к устью Лены и встать на зимовье в районе Булуна. Для защиты от цинги, команда Дмитрия постоянно пила отвар из кедровых шишек и ела сырую мороженую рыбу, как это делали местные аборигены. В результате принятых им мер, за время зимовки они потеряли всего одного члена экипажа.

Летом 1737 года «Иркутск» возвратился обратно в Якутск, где Дмитрий узнал о трагедии, которая постигла экспедицию Василия Прончищева.

Ленско-Енисейская экспедиция Прончищева

30 июня 1735 года команда из 40 человек под руководством Василия Прончищева вышла из Якутска на дубель-шлюпке «Якутск» по реке Лене. Они изучили и нанесли на карту восточное побережье Таймыра и устье Лены, после чего встали на зимовье в устье реки Оленёк. Весной 1755 года им удалось пройти на веслах до мыса Челюскин, но разглядеть землю из-за тумана они не смогли.

Но на обратном пути Прончищев сломал ногу и умер от жировой эмболии. Через 14 дней скончалась от цинги его жена Татьяна Прончищева – единственная женщина, принимавшая участие в экспедиции. Отважные супруги были похоронены в посёлке Усть-Оленёк, и их могила сохранилась до нашего времени.

В честь Татьяны была названа бухта в Сибирском море (будущем Лаптевых) – бухта Марии Прончищевой (при подготовке карт Татьяну по ошибке назвали Марией).

«Якутск» с остатком команды привел в Якутск штурман Семен Челюскин, принявший на себя обязанности командира судна после гибели капитана Прончищева.

Эти трагические события поставили освоение севера Сибири под угрозу срыва. Дмитрий Лаптев был вынужден отправиться на лошадях в далёкий Петербург, чтобы добиться разрешения на продолжение изучения побережья Сибирского моря. В дороге он детально проанализировал все причины потерь и неудач, и предстал перед Адмиралтейской коллегией со своим планом решения северных задач. Его план был одобрен, и разрешение на продолжение исследований северных районов Сибири было получено.

По рекомендации Дмитрия новым капитаном «Якутска» вместо погибшего Прончищева был назначен Харитон Лаптев – двоюродный брат Дмитрия.

В марте 1738 года обоим капитанам Лаптевым было выдано все необходимое снаряжение и продовольствие, после чего они вместе отбыли в Якутск продолжать штурмовать непокорное Сибирское море.

Вторая экспедиция Дмитрия Лаптева

На следующий, 1739 год неутомимый бот «Иркутск» под командованием Дмитрия Лаптева и экипажем из 35 человек предпринял новый морской поход на восток. Они успешно преодолели расстояние до устья реки Индигирки и остались на зимовье.

Однако, с наступлением весны стало ясно, что для выхода корабля на чистую воду необходимо пробить в толще льда тоннель длиной в милю. Но как только этот титанический труд был закончен, и судно вышло в открытое море, на него тут же обрушился ледяной шторм, и корабль выбросило на мель. Невероятными усилиями команде удалось разгрузить корабль, снять с него мачты и стащить его с мели.

Половина экипажа была отправлена на берег, чтобы по суше изучить береговую линию в сторону реки Колымы. На следующее зимовье отряд устроился в Нижнеколымске.

В 1741 году капитан Дмитрий Лаптев предпринимает последнюю попытку пройти восточным морским курсом дальше Колымы. Но возле мыса Баранова «Иркутск» в очередной раз наткнулись на стену непроходимого льда, и отряд был вынужден уйти обратно в Нижнеколымск. Оттуда Дмитрий на собачьих упряжках добрался до Анадырского острога, где занялся исследованием бассейна реки Анадырь.

После того, как изучение Анадыря было закончено, в 1742 году Дмитрий вернулся в Петербург и доложил о результатах своих исследований. После этого Дмитрий Яковлевич не принимал участия в полярных исследованиях, а продолжил службу на кораблях Балтийского флота. В 1762 году он вышел в отставку в чине вице-адмирала.

Харитон Лаптев

Что касается его двоюродного брата Харитона Лаптева, в декабре 1737 года он был назначен новым капитаном дубель-шлюпки (небольшое парусно-гребное судно) «Якутск» вместо погибшего лейтенанта Прончищева. Оставшийся в живых экипаж Прончищева был доукомплектован опытными моряками, и в июле 1738 года дубель-шлюпка «Якутск» снова вышла в море.

Экспедиция вновь достигла Таймыра, исследовали его многочисленные бухты, включая Хатангскую губу, на выходе из которой ими был открыт остров Преображения. Экипаж перезимовал на Хатанге, в устье реки Блудной. Из плавника – прибитого к берегу плавучего леса они соорудили на берегу небольшой домик, в котором и пережили зиму.

С наступлением весны Харитон Лаптев командировал часть команды на берег Таймыра – исследовать полуостров по суше, а сам с оставшимися людьми попытался снова выйти в море и обойти полуостров по воде, но вскоре «Якутск» зажало льдами и раздавило. К счастью, продукты и снаряжение успели до этого выгрузить на лёд.

Экипаж был вынужден вернуться к месту зимовья пешком по ледяным торосам, таща на себе припасы и груз. Во время этого тяжёлого перехода четыре человека не выдержали лишений и погибли, но большинство все же добралось до стоянки живыми. Пришлось провести на ней ещё одну зиму.

С наступлением весны, экспедиция Харитона Лаптева, оставшаяся без «Якутска», разделилась на три группы и продолжила географическую разведку Таймыра по суше и совместными усилиями в 1741 году завершила изучение полуострова и составила подробные карты его берегов.

Интересно, что одна группа этой экспедиции во главе с Семеном Челюскиным смогла добраться по суше до северного мыса полуострова Таймыр, и с тех пор он носит его имя – мыс Челюскина.

После того, как изучение Таймыра было завершено, Харитон Лаптев и Семен Челюскин на собачьих упряжках добрались до поселения Туруханск на реке Енисей, где и остались на зимовье. За это время они привели в порядок все записи экспедиции и составили подробные карты.

После завершения экспедиции, Харитон Прокопьевич Лаптев возвратился в Петербург и тоже продолжил службу на Балтийском флоте. В отставку он вышел в чине капитана I ранга.

Так были завершены две самые рискованные экспедиции XVIII века по изучению Сибирского моря, совершенные двумя полярными моряками – Дмитрием Яковлевичем и Харитоном Прокопьевичем Лаптевыми.

В результате их самоотверженного труда были изучена дельта реки Лены до реки Колымы, бассейн реки Анадырь, и сделаны подробные карты полуострова Таймыр.

В XIX веке изучение Сибирского моря было продолжено.

Петр Анжу

Более детальное нанесение на карты береговой линии Сибирского моря было сделано в 1821 году Петром Анжу, который преодолел более 14 000 километров на санях, в поисках таинственной Земли Санникова.

Его экспедиция доказала, что исследование береговой линии можно проводить и без судов. Его именем были названы острова Анжу, относящиеся к северной части Новосибирских островов.

Норденшельд

В 1875 году шведская полярная экспедиция под руководством Адольфа Эрика Норденшельда на бывшем китобойном судне «Вега» совершила сквозной проход через Сибирское море, осуществляя исследование Северного морского пути.

После завершения его экспедиции в 1878 году многие мировые географы стали называть Сибирское море – морем Норденшельда.

Интересно, что против этого названия активно возражал А.В.Колчак, указывая, что до Норденшельда этим же путём пытался пройти Василий Прончищев, которому помешала смерть, а позднее – Харитон Лаптев.

Первое предложение назвать это северное море в честь его первопроходцев – двоюродных братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых было сделано Русским Географическим Обществом в 1913 году.

Но официально оно стало носить имя Моря Лаптевых только в 1935 году решением ЦИК СССР.