Летописи — интересные факты

Современные филологи и историки рассматривают летописи как первые литературные произведения и исторические источники. Представляем интересные факты о летописях.

Книга

Особенности

Оглавление

Летопись обычно определяют как подробную запись исторических событий, сделанную современником.

В древнерусские времена летописи были единственными письменными источниками о событиях, происходящих в государстве. События в летописях перечисляются строго в хронологическом порядке и без авторской оценки. Авторы летописей часто остаются неизвестными.

Летописи часто содержат различные предания, былины, юридические постановления и документы церковных архивов. Авторы старались органично включать их в повествование, чтобы документ выглядел, как единое целое. Сочинение «Хождение за три моря» Афанасия Никитина также является частью Софийской второй летописи.

В Европе аналогичные документы назывались хрониками.

Несмотря на отсутствие в летописях авторской оценки, современные историки не исключают наличие субъективизма. Часто события показаны в свете, выгодном княжеской власти.

Древнерусские летописи используются современными учеными в качестве исторических документов. Так, основание Москвы (1147 год) установлено по дате, указанной в Ипатьевской летописи. Само название летописей связано с тем, что большинство из них начиналось словами «В лето».

Временный упадок летописания связан с временем татаро-монгольского ига, но в XIV-XV веках оно вновь стало развиваться.

Написание летописей считалось богоугодным делом. Летописцами были специально обученные монахи. Им предоставлялся доступ к княжеским архивам. Большинство летописцев были искренне убеждены, что пишут под влиянием божественных сил.

К настоящему времени не сохранилось ни одного подлинника летописей. Все известные летописи представляют собой копии, которые принято называть списками. Оригинал, с которого писался список, называется сводом. Но следует иметь в виду, что своды сами часто являлись списками с других оригиналов. До нашего времени дошло не менее 1500 списков.

Названия летописей, как правило, не совпадают с исходными. Условной является их нумерация, которая не соответствует фактическому хронологическому порядку создания.

Нестор Летописец

Это один из наиболее известных летописцев, который считается автором первой истории Руси. Дата его рождения точно не известна. Историки полагают, что это приблизительно 1056 год. Имя, данное при рождении, также неизвестно. Нестор – это имя, принятое при постриге.

Известно, что Нестор был монахом Киево-Печерского монастыря, основанного в 1051 г. Послушником он стал в 17 лет.

Главный труд летописца – «Повесть временных лет», которую иногда называют «Несторовой летописью». Документ относится к спискам. По версии историка и филолога академика А.А. Шахматова, это переработанный Начальный свод 1093 года. Полагают, что автором свода был игумен Киево-Печерского монастыря Иоанн.

Кроме летописей, Нестор писал художественные произведения о жизни святых. Наши современники даже называют его первым русским журналистом.

Точная дата смерти Нестора Летописца неизвестна. Историки считают, что это приблизительно 1114 год. Похоронен он в Киево-Печерской лавре. Нестор канонизован Православной церковью.

9 ноября считается Днем памяти Нестора Летописца. В современной Украине этот день отмечается как День письменности и украинского языка.

Повесть временных лет

Летопись была написана на церковнославянском языке. Особое место в ней занимает вопрос о происхождении русского народа. Целостность и могущество Руси, как тогда полагали, обеспечивается полнотой власти княжеской династии Рюриковичей.

По версии академика Шахматова, первую редакцию «Повести временных лет» Нестор написал в 1110-1112 годах. В 1116 г. была создана вторая редакция игуменом Выдубицкого Михайловского монастыря Сильвестром. А через два года по поручению новгородского князя Мстислава Владимировича, сына Владимира Мономаха и его первой жены английской принцессы Гиты Уэссекской, разрабатывается третья редакция.

История земли русской в летописи начинается с библейских времен, когда Сим, Хам и Иафет поделили Землю. Потомками Иафета стали, в том числе, варяги и русы (русичи). Расселившись вначале по Дунаю, русичи в конце концов поселились вблизи Днепра, образуя, в том числе, племена полян и древлян. В летописи поляне охарактеризованы, как мирные жители, а древляне – как разбойники, которых Нестор назвал «скотами».

Летопись является источником многих известных исторически фактов. Так, в «Повести временных лет» описаны следующие события:

  • основание Руси Рюриком;
  • появление Киева и борьба с хазарами;
  • княжение и смерть Олега;
  • война с древлянами, гибель Игоря и месть княгини Ольги, которая с помощью птиц сожгла главный город древлян;
  • принятие Ольгой христианства;
  • крещение Киевской Руси князем Владимиром после чудодейственного исцеления от слепоты;
  • правление Ярослава Мудрого;
  • смена русских князей вплоть до Владимира Мономаха.

Частью «Повести временных лет» является «Сказание о Борисе и Глебе». Начиная с С.М. Соловьева, многие исследователи считают, что оно было вставлено в летопись не Нестором, а гораздо позже.

Главная тема летописи – призыв к объединению Руси.

Не все ученые доверяют исторической правдивости «Повести временных лет». Первым, кто критически отнесся к изложению событий в летописи, был Н.М. Карамзин. На наличие заимствований и ошибок указывали Д.С. Лихачев, академики А.А. Шахматов, Е.Е. Голубицкий и другие известные историки. А украинский ученый А.П. Толочко назвал «Повесть временных лет» выдающимся литературным, но совершенно недостоверным историческим произведением.

Авторы

Нестор является наиболее известным летописцем, но были, естественно, и другие.

Так, списками «Повести временных лет» считаются Лаврентьевская и Ипатьевская ведомости. Полагают, что Лаврентьевская летопись написана монахом Лаврентием, а Троицкая летопись — монахом Троице-Сергиевой лавры Епифанием Премудрым. Хранились летописи в монастырях.

Хотя автором большинства летописей были монахи, некоторые документы написаны явно светским языком. Примером является Киевская летопись, язык которой приближен к народному. В ней много пословиц и цитат, а также описаний живописных мест. В то же время чисто церковным вопросам уделено очень мало внимания.

Противоречия в летописях

Дошедшие до нас летописи являются списками списков. Так, историки полагают, что Начальный свод игумена Иоанна, с которого списана «Повесть временных лет», в свою очередь был списком свода монаха Никона. Но у этого свода тоже был другой источник, неизвестно, насколько оригинальный.

Понятно, что при этих условиях факты, изложенные в летописях, не могут быть полностью достоверными. Часто они доходят до читателя в искаженном виде. Например, в «Повести временных лет» изложены две гипотезы происхождения Руси – норманнская и славянская. И установить, какая из них правильная невозможно. Поэтому разные авторы придерживаются разных гипотез по своему усмотрению.

Сомнению подвергается и беспристрастность авторов. Большинство современных исследователей полагает, что при написании летописей преследовались следующие цели:

  • борьба за власть;
  • образовательные и назидательные задачи;
  • описание правовых прецедентов;
  • публицистика в форме исторического сочинения.