Франциск Скорина — интересные факты

Франциск Скорина – белорусский научный деятель и печатник. За всю свою долгую жизнь перепробовал себя в самых разных сферах, начиная с философии и заканчивая садоводством. Жизнь великого первопечатника была разнообразной и насыщенной. Еще, будучи юношей, Франциск пробыл в Италии, где стал одним из первых выходцев из Восточной Европы, кто получил степень доктора медицины в европейском университете. Скорина был первым человеком, который перевёл Библии на восточнославянские языки. Представляем интересные факты о Франциске Скорине.

Ученый

Происхождение

Оглавление

Франциск, или же Францишек, Скорина родился и вырос в Полоцке, который на тот момент входил в состав Великого княжества Литовского. Согласно исследованиям, включавшим в себя сопоставление различных документов из жизни Скорины, дают основания полагать, что годом рождения Франциска можно назвать 1490 год. Тем не менее, даже сейчас биографы не пришли к окончательному выводу о настоящей дате рождения белорусского первопечатника.

Не меньше вопросов вызывает и его фамилия. Согласно самой распространённой точке зрения, происходит она от слово «скоро», что переводится, как кожа (сравните, профессия «скорняк» — «кожевеник»).

Есть некоторая информация о его семье. Так, отец Скорины, Лукьян был полоцким купцом. Известно это потому что, имя родителя Франциска было упомянуто в документе, в котором российские власти предъявляли претензии к полоцкому купечеству. Также у него был ещё и брат, Иван. Согласно документам, он был мещанином в Полоцке. Крестное имя Франциска также осталось неизвестным. Сам же печатник называет себя то Франциском, то Францишеком.

Монета

Начало жизненного пути

Первоначально Франциск состоял на домашнем обучении, где мальчик учился читать и писать, используя в качестве учебника Псалтырь. Писал он тогда кириллицей. Латынь же юный Франциск освоил уже при местном костёле.

Впоследствии умный и начитанный юноша продолжил образование в Краковской академии, считавшейся на тот момент одним из самых престижных учебных заведений в Европе. Обучается он на факультете свободных искусств, где изучали широкий список предметов, включавший в себя: грамматику, диалектику, риторику, геометрию, арифметику, музыку и астрономию. Все эти предметы в средневековом образовании входили в традиционный курс «семь свободных искусств».

Тогда же появился и его первый интерес к изучению Библии. Предполагается, что именно тогда будущий печатник задумал перевести Священное Писание на восточноевропейские языки и сделать его доступным для простого народа.

В 1506 году Франциск оканчивает университет со степенью бакалавра философии, а уже в 1508 году получает пост секретаря в администрации датского короля.

Однако на этом Скорина отнюдь не окончил своё образование. Впоследствии на родине он получает степень магистра свободных наук, а уже в 1512 году отправляется в Италию, в университет Падуи, чтобы получить там научную степень доктора медицины. Бедного чужестранца допускают к экзаменам, которые он вскоре успешно сдаёт. В том же 1512 году Франциск Скорина в окружении учёных и преподавателей университета, а также духовных лиц католической церкви, официально становится доктором медицинских наук. Помимо этого, Франциск имел ещё одну докторскую степень свободных наук.

Так, Франциск Скорина, будучи бедным сыном торговца из далёкого Полоцка, смог доказать всей Европе, что личные достоинства и упорство человека значат гораздо больше, нежели богатство и дворянское происхождение. До сих пор его портрет располагается в мемориальной зале университета, где находится вместе с другими выдающимися выпускниками этого учебного заведения.

Марка

Франциск Скорина как печатник и просветитель

После окончания университета в Падуе, Франциск отправляется в Прагу, где ему и предстоит прожить вплоть до 1517 года. В то время этот город был известен в качестве одного из центров европейского книгопечатания.

Чтобы исполнить свой замысел, перевести и издать Библию Франциску понадобилось в полной мере освоить чешский язык, а также ознакомиться с местными традициями книгопечатания. Вскоре, исполнив это, он приобретает оборудование, необходимое для типографической деятельности, а вслед за этим приступает к переводу Библии и к написанию комментариев к ней.

С одной стороны, Франциск опирался на традиции и опыт книгопечатания в Европе, а с другой, использовал свои познания в белорусском искусстве. Первой напечатанной книгой Скорины стало переиздание в 1517 году одной из книг Псалтыря.

Делая перевод Священного Писания, Франциск в первую очередь старался сделать язык Библии наиболее приближенным к славянским языкам, тем самым сделав его понятным и доступным простому народу. Опирался он на чешский и церковнославянский языки. Деятельность Скорины поддерживалась многочисленными меценатами среди видных политиков и государственных деятелей. Всего в период с 1517 по 1519 годы Франциск издаёт двадцать три иллюстрированные книги Библии.

Каждая из изданных Скориной книг печаталась отдельным выпуском, а также имела свою особенную титульную страницу, а также предисловие и послесловие, написанные специально для этого издания. Помимо этого, Франциск также старался соблюдать единый формат напечатанного текста, включавший в себя и единый шрифт и оформление. Таким образом, все издания можно было свести в одно. Каждая из книг была снабжена множеством иллюстраций и гравюр.

Франциск Скорина также был первым печатником из Восточной Европы, который, помимо иллюстраций, печатал на книгах и свой же портрет, благодаря чему до нас дошло множество его изображений. Также, согласно мнению учёных, на титульном листе книги Скорина размещал ещё и свою печать доктора медицинских наук.

Хоть Франциск и делал перевод на доступные для широких слоёв населения языки, он ни в коем мере не исказил и не изменил каноничный текст, оставив его точным, дабы не допустить расплывчатых толкований и вольностей. Язык же остаётся таким же живым и насыщенным, что и в оригинале.

Таким образом, Библия Франциска Скорины стала, чуть ли не одним из первых произведений на белорусском литературном языке, а также была одним из первых переводов Священного Писания на восточнославянский язык.

Будучи образованным, начитанным и духовным человеком, Франциск был знаком с трудами таких известных богословов, как святой Василий Великий, Иоанн Златоуст. Благодаря этому он обладал обширными познаниями в религиозной сфере, что позволило ему в полной мере сохранить духовное содержание Библии и донести его до простого люда.

Скорина снабжал Библию собственными комментариями, в которых старался разъяснить наиболее сложные эпизоды из Священного Писания. Помимо толкования тех или иных событий, Франциск также вставляет туда сведения об истории и богословии. Скорина не только старался наиболее просто и подробно объяснить простому человеку содержание Библии, но ещё и привить ему интерес к наукам и богословию.

Памятник

Возвращение домой

Около 1520 года Скорина отправляется в город Вильнюс, где основывает новую типографию. Досконально неизвестно, почему он перебрался из Праги обратно в Великое княжество Литовское. Согласно мнению исследователей, дело было в том, что Франциск желал быть ближе к своему народу и просвещать его собственными силами, а не через посредников. Там его поддерживал бургомистр Вильнюса, Якуб Бабич, который позволил разместить типографию в его же собственном доме.

Первой книгой в Вильнюсе стало издание «Малой подорожной книжице» в 1522 году, в которой Скорина собрал богословские и церковные книги, выпущенные им до этого.

Для восточных славян это был первый опыт публикации не отдельных книг, а целого сборника, где информация излагалась достаточно ясно, вследствие чего он был доступен всем слоям населения, от дворян и духовных лиц и до ремесленников и чиновников. Также теперь им не требовалось покупать отдельные книги, но лишь приобрести этот сборник, в котором были все необходимые для христианина религиозные тексты.

Другими изданиями Франциска стали Псалтырь в 1522 году и «Апостол» в 1525 году. В отличие от предыдущих изданий, эти книги были не столько переведены, сколько адаптированы так, чтобы язык этих книг был как можно ближе к народному языку.

«Апостол»

В 1525 году типография Скорины опубликовала одну из самых популярных и значимых книг Франциска, «Апостол». Выпущена она была полностью на кириллице и предназначалась в первую очередь для простого населения. Сам по себе «Апостол» должен был стать последней книгой из длинной серии библейских публикаций Скорины, начавшейся ещё в Праге. Помимо оригинального текста, который Франциск адаптировал для большей доступности, он также написал двадцать два предисловия и семнадцать послесловий, в которых даёт множество комментариев, разъясняющих наиболее тёмные и сложные места в тексте книги. Перед этим же Скорина пишет и общее, главное предисловие, в котором он излагает собственные взгляды на морально-этические и религиозные вопросы.

Оценка деятельности

Франциск Скорина оказался первым человеком, кто не только перевёл библейские тексты на белорусский народный язык, но ещё и напечатал их с использованием кириллицы в 1517 году. Это был чуть ли не первый текст на белорусском языке. Вследствие этого роль Франциска Скорины в культуре является по-настоящему значимой. Подтверждается это тем, что за прошедшие столетия люди до сих пор не забыли его имени, а в странах, где он жил, и поныне стоит множество памятников, возведённых в его честь.

Огромное влияние он оказал и на зарождение и развитие белорусского языка и кириллической письменности. Будучи высокообразованным и духовным человеком (он был католиком), он стремился распространять образование среди людей с помощью своих книг.

Исследователи, правда, пришли к выводу, что его перевод трудно было назвать идеальным, поскольку в тексте его Библии по-прежнему сохранялось влияние церковнославянского языка, а также присутствовало множество заимствований из чешского языка. Кроме того, сам белорусский язык тогда ещё только-только начал развиваться. Тем не менее, Скорина оказался первым, кто заложил основы народного белорусского языка, а его предисловия и комментарии по-прежнему считаются великим памятником белорусской литературы.

Книга Скорины также стало и первой народной Библией, поскольку предназначена она была не только для учёных мужей и богословов, но для каждого человека, вне зависимости от его познаний. Таким образом, Скорина стремился, чтобы его Библия могла быть настольной книгой в каждом доме. Помимо этого, Скорина ещё и стоит у истоков белорусского книгопечатания.

Помимо своей просветительской деятельности, Скорина также немало занимался и искусством. Так, его красочные и причудливые гравюры не только помогали простому человеку лучше ориентироваться в тексте Библии, но ещё и сами по себе являются значимым произведением искусства.

До наших дней дошло примерно четыре сотни книг, опубликованных типографией Франциска Скорины. Частично они остались в его родных местах, частично же разместились в музеях таких городов, как Лондон, Москва и Санкт-Петербург. Сейчас они представляют собой огромную историческую ценность.

Первая широкая слава к Скорине пришла уже в XIX веке, когда за ним закрепилось звание «первого белорусского интеллектуала», а сам он стал символом белорусского языка и культуры. Белорусский первопечатник всю жизнь оставался убежденным католиком.

В честь прославленного белорусского печатника за последующие столетия было названо великое множество библиотек, улиц, учебных заведений и общественных организаций.

Кроме того, его имя носит одна из малых планет, открытая учёным Николаем Черных. Существует множество памятников, возведённых как в родном городе Скорины, Полоцке, так и в Праге, Лиде, Вильнюсе и Калининграде. Также ЮНЕСКО объявила 1990 год годом Франциска Скорины.

Последние годы

В поздний период жизни Франциск Скорина, чувствуя, что его задача выполнена, отошёл от типографической деятельности и вернулся к медицинской практике. Поначалу он работал секретарём и врачом при местном епископе, но уже в 1529 году прибыл ко двору прусского герцога, пригласившего его в качестве опытного врача.

Примерно в этот же период Франциск берёт в жёны Маргариту, вдову богатого торговца и политика, Юрия Одверника. Одновременно с этим он также подвигнул на занятие типографией своего старшего брата Ивана, до этого занимавшегося торговлей кожей.

Впоследствии в 1530-х годах Франциск вновь приехал в Чехию, где служил послом при дворе императора Сигизмунда Ι.

Скорина скончался не позже 29 января 1552 года. Известно это по документу от короля Фердинанда II, в котором сыну Франциска, Симеону разрешалось в полной мере пользоваться и распоряжаться всем имуществом и наследием уже умершего отца. К сожалению, это всё что на данный момент известно, точная дата его смерти и место упокоения неизвестны.

 

Книга