Сергей Михайлович Соловьев — интересные факты

Русский историк С. М. Соловьев – основатель государственно-правовой школы в русской историографии. Ученый внес большой вклад в развитие исторической науки и посмотрел новым взглядом на историю России в контексте европейской истории. Представляем интересные факты о Сергее Михайловиче Соловьеве.

Историк

Родился будущий профессор в семье священнослужителя, который был настоятелем храма в одном из Московских училищ и преподавал Закон Божий. Сергей вначале обучался в московском училище, где преподавал его отец. Проучившись там некоторое время, начал обучаться в гимназиии. Особый интерес у Сергея вызывали история, литература и русский язык. Достигнув тринадцатилетнего возраста, он несколько раз прочитал труд Н.М. Карамзина. Способный ученик привлек внимание графа Строганова, который на протяжении долгого времени был его опекуном и помощником.

В 18 лет он поступил в Московский университет на исторический факультет, где слушал лекции Т. Н. Грановского. Он первым оказал влияние на формирование мировоззренческих взглядов будущего профессора. Вторым по значению помощником был М.П. Погодин, он позволил изучать Сергею Михайловичу обширную источниковедческую библиотеку. Ему удается защитить сначала магистерскую, а потом и докторскую диссертации. Это позволило Соловьеву сменить на посту профессора Московского университета Погодина. Также он занимался преподавательской деятельностью, какое-то время был деканом и ректором историко-филологического факультета. В зрелом возрасте занял пост директора Оружейной палаты, а в последние годы жизни возглавлял Московское общество истории древностей российских. В 1872 году С. М. Соловьева избрали действительным членом Академии наук. В 1877 году он подал в отставку по причине принятия реакционного устава университета и интриг в среде профессуры.

Политические убеждения С. М. Соловьева можно охарактеризовать как либеральные. Он выступал за постепенные реформы без революционных потрясений. Его возмущение вызывали реакционные проявления политического курса правительства Николая I.

Еще до защиты диссертаций, Соловьев уезжает за границу, в качестве домашнего учителя детей графа Строганова. Там он прослушал лекции Ранке, Гизо, Мишле, Шлоссера, знакомится с трудами Гегеля.

А в 1848 году приступил к фундаментальному труду, «Историей России», который стал смыслом его жизни. Помимо него, он периодически опубликовывал статьи по историографии. Рабочий день его был очень насыщенным. Вставал ученый неизменно в 6 часов утра, работал в университете или архиве, питался дважды в день, изредка мог позволить себе недолгий сон, читал, спал не более 7 часов в сутки.

Больше всего профессора занимали вопросы о: сущности и закономерностях исторического процесса, роли личности в истории, государстве как субъекте исторического действия, особенностях переходных эпох в мировой и российской истории. В основу его концепции легло понятие закономерности исторического развития. Он стремился дополнить и составить собственное мнение на историю, народ и исторические личности. Соловьев С. М. примыкал то к славянофилам, то к западникам, но в итоге отходил от этих идей, а сформировал собственные. В его диссертациях явно прослеживается мысль, что государство органически образовывается из предшествующих ему форм.

Соловьев С. М. впервые в исторической науке заострил внимание на геополитическом положении России, между Европой и Азией. Он считал, что историческое развитие народов напрямую зависит от природных условий, которые разительно отличаются в Западной и Восточной Европе. Западная выстроена в камне, а Восточная из дерева. Деревянные постройки на Руси не способствуют ведению оседлого образа жизни. И только государство способно организовать слабые народные массы в общественную силу.

Начальной формой общественных отношений всех народов был родовой строй, но на Руси он вступил в стадию распада уже накануне призвания варягов. В процессе развития род распадался на семьи, сам угасал. Славяне оставались верны родовым связям, а это мешало выделению из их среды князей, и они вынуждены были призвать их со стороны. Во временной период от воцарения Ивана Грозного до начала правления Петра Первого, происходит уничтожение родового начала и утверждение начала государственного.

В концепции С. М. Соловьева особое внимание уделяется таким историческим явлениям, как смута и революция. Он достаточно подробно описывает события Смутного времени и на этом примере раскрывает суть подобных явлений с исторической и философской точек зрения. Историк видел не только негативные последствия Смуты, но и позитивные. Так, Смута затронула все слои русского общества, разрушила социальные структуры, которые имели большую консервативную силу и старые устои. Одновременно в этот период на первый план выходят новые люди, способные построить другие социальные отношения и придать им подходящую политическую форму. Устаревшие порядки удалось восстановить лишь для видимости. Впервые новый царь был избран по воли народа Руси. Новое движение стало проникать во все сферы жизни и завершить его удалось Петру Великому. На примере выдающейся личности, С. М. Соловьев старался показать зависимость успеха развития страны от разума и воли незаурядного человека, которые он приводит в соответствие с желаниями народа. В реформах Петра Первого, историк не видел отказа от естественного пути развития России и перехода к абсолютно чуждым порядкам. Наоборот преобразования этого правителя носили органичный и закономерный характер, да и вообще вытекали из перехода одной стадии развития народа в другую, именно из возраста чувств в возраст мысли.

Значение теорий, разработанных С. М. Соловьевым, состоит в том, что он обратил свой взгляд на проблемы историографии политической истории России. Он смог рассмотреть в своем основном труде исторические события до конца 18 столетия. 21 том его сочинений посвящен 17 и 18 векам. До него этой эпохе было посвящено всего несколько монографий, подробно ее не исследовал никто. Соловьев проштудировал огромное количество исторических источников, которые находились в разных архивах. До него эти источники не исследовали. Внешнеполитические события рассмотрены им также тщательно, как и внутриполитические с привлечением зарубежных исторических источников.

Книга