Интересные факты о китайской стене

Самый длинная и самая мощная крепостная стена в мире, которая тянется на несколько тысяч километров и относится к величайшим архитектурным сооружениям мира. Эта укрепленная граница Китайской империи строилась почти две тысячи лет. Начало стены — гора Хушай на северном востоке, окончание — северно-западная провинция Ганьсу. Начинал строить стену император Цинь Шихуанди, который объединил разобщенные царства в одно государство и считается первым китайским императором. Большая китайская стена строилась с разных материалов, в зависимости от местности, по которой она проходила — кирпич, глина, камень. Стена должна была не только защищать от кочевников, которые могли напасть с севера, но и регулировала торговлю — ворота были одновременно таможнями. Стена была не просто крепостным укреплением. Она имела множество функций, служила дорогой, средством почтовой связи. Не смотря на то, что на строительство шли большие средства, множество работников умирали от тяжелой работы, китайская стена выполняла консолидирующую роль в стране, давала работу и средства для жизни людям, оставшимся без средств к сосуществованию, а также была каторгой для преступников.

Через горы

Строительство

Оглавление

Великая китайская стена — интересные факты о строительстве. Китайскую стену на протяжении десяти лет строили около миллиона человек. Длина составляла 5700 километров, она так и называлася — «Большая стена, длина которой десять тысяч ли», а ли — это половина километра. Через определенные расстояния строили башни, в стратегических местах — крепости, которые были одновременно воротами в китайской стене. Стена имела систему связи, с помощью которой в опасный момент в нужный участок перебрасывались дополнительные воинские подразделения.

Считается, что стену начали сооружать для защиты от нападений гунов. Сперва основатель китайской империи Цинь Шихуанди в III веке до нашей эры очистил границы от этих кочевников, а потом приказал военачальнику Мен Тяню построить крепостную стену на протяжении всего уязвимого участка границы. Получилась стена высотой больше шести метров, в ширину также около шести метров, на некотором расстоянии были построены башни. Такой стену мы знаем со времен позднего средневековья, хотя в античное время она должна была иметь приблизительно такие же параметры, хотя бы по высоте, чтобы быть неприступной для кочевников, высота которых, стоя на коне, составляла до четырех метров.

Осенью

Сторожевые башни, крепости, которые входили в систему укреплений, защищали торговые пути. А грабить караваны — это было для кочевников довольно прибыльным, поэтому нередким явлением. Достаточно сказать, что шелк был на вес золота. Но ведь еще перевозили и пряности, фарфор, другие ценности. Если сопоставить маршрут Великого шелкового пути и как шла стена, можно понять, каким образом финансировалось такое строительство — в значительной мере благодаря торговым пошлинам. Да и поддерживать это укрепление было выгодно, ведь торговый путь, который шел сначала в Центральную Азию, а потом и в Европу — это был ручеек золота, который тек в Китай.

Следующие после основателя стены китайские правители не только поддерживали стену в хорошем состоянии, но и достраивали ее и совершенствовали. Чтобы усилить оборону за счет природных факторов, стену строили на горных хребтах, однако через равнины, пустыни она также проходила. Материалы брали соответствующие — в горах сооружали из камня, среди лесов — из дерева и земли, в пустыне использовали смесь, которая состояла из мелких камней, песка и земли, для прочности перекладывая слоями тростником, который было сюда нетрудно доставлять с речных долин. Если посчитать все участки стены, со всеми ответвлениями, которые были сооружены в разное время, получается больше 8000 километров.

Современного вида стена приобрела во времена Мин, последние строительные работы велись в начале XVII века. Стена сооружалась не только с камня и других материалов, которые встречаются в природе, но и из кирпича. Были сооружены башни, которые были своеобразными отдельными крепостями, и одновременно пунктами, через которые совершалась связь, поскольку каждая из них была видна из двух других, были обусловлены правила светло-дымового оповещения. Стена не была такой длинной, как во время предыдущих династий — она достигала длины 2700 километров, однако было много ответвлений, дополнительных валов, так что общая протяженность всех укреплений превышала 5000 километров. Поскольку много участков стены лежали в труднодоступных горных местностях, ее еще использовали как дорогу для пехоты и конницы.

 

Упадок и реконструкция

Стена была мощным сдерживающим фактором, однако она не могла противостоять серьезному нападению из-за растянутости обороняющих войск, а нападающие могли десятками тысяч концентрироваться в одном месте. Также оборона сильно зависела от верности военачальников. В ХIII века через стену прорвались монголы возле более слабого участка на горном перевале. В ХVII веке через стену прошли маньчжуры, которым предатель открыл ворота Шаньхайгуанской заставы. Династия Мин упала, к власти пришла династия Цин, которая не заботилась об этом, даже символически не нужным укреплением.

Ворота

Стена разрушалась три века, однако в 1984 году ее начали реконструировать, в основном участок возле Пеикна, о которой заботились даже маньчжуры, поскольку она была возле столицы Пекин. Несмотря на то, что стела тянется через десять провинций и больше 150 районов, туристы в основном посещают только участко в Бадалине, который в 80 километрах на северный западу от китайской столицы Пекин. Для путешественников открыт участок и в другом регионе возле Пекина — в Симатае, однако здесь меньше посетителей, поскольку это удаленное место находится в труднодоступной горной местности.

Утверждение, что Великую китайскую стену можно увидеть из космоса убрали из школьных учебников Китая после того, как китайский космонавт, который был на орбите, специально всматривался в иллюминатор, стараясь увидеть эту величественное архитектурное сооружение. Ему это не удалось, поскольку стену можно увидеть до высоты 36 километров, выше она исчезает из поля зрения невооруженного глаза. Космические корабли же летают на высоте больше ста километров.