Социология — интересные факты

Социология – наука об обществе, закономерностях его функционирования и развитиях. С этой наукой связаны политология, культурология. Представляем интересные факты о социологии.

Семья

Аукцион

Оглавление

Интересный эксперимент ежегодно проводит профессор Макс Базерман над студентами MBA Гарвардской бизнес-школы. Он проводит аукцион, а лот — двадцатидолларовая купюра. Самую большую сумму, которую предоставили профессору — 204 доллара. Аукцион проводился в классе, а главным условием было то, что человек, следовавший за победителем, должен был отдать предложенную сумму. Например, если победитель выиграл двадцать долларов за восемнадцать долларов, а предыдущий участник предлагал семнадцать, то профессор и победитель обменивались, а человек с восемнадцатью долларами отдавал их профессору.

Изначально студенты уверены, что платить более двадцати долларов они не будут, однако, когда сумма приближается к двадцати, они все равно не останавливаются, хоть это решение нелогично. После двадцати одного доллара оба участника в невыгодном положении, однако победитель теряет только один доллар, а кто-то целых двадцать. И срабатывает loss aversion, так называемая «боязнь потери». Студенты продолжают бессмысленную гонку, при этом теряя все больше денег, до того, пока один не сдастся. Это же работает на фондовых рынках – вместо того, чтобы с холодным умом закончить бессмысленный бой с минимальными убытками, человек надеется отыграться.

Теория разбитых окон

У большинства людей, которые видят мелкие правонарушения, такие как разбитые окна в заброшенном здании, окурки на дорогах, а не в урнах, разбросанный мусор возле мусорных ящиков, возникает мысль «Почему им можно, а мне — нет?». И человек, который, вроде бы, не нарушает закон и любит чистоту и порядок, может повторить правонарушение. Безнаказанность правонарушителей приводит к увеличению преступности.

К этому выводу пришли социолог из США Джордж Келлинг со своим товарищем Джеймсом Уилсоном. В 1982 году они высказали предположение, что если в заброшенном здании некто разобьет окно, его не заменят и хулигана не накажут, то к «делу» уже приобщатся более мелкие хулиганы, а следом и, на первый взгляд, благополучные люди. Далее же дело может дойти до того, что ранее благополучный район превратится в район с мелкими нарушениями и мародерством, а в последствии может стать криминальным.

Однако, если власти города или страны понимают это, то всего этого можно избежать и даже исправить криминальные районы! Если правонарушителей привлекать к ответственности то в обществе люди становятся более нетерпимыми к мелким нарушениям и мародерству.

Велосипедисты, граффити и реклама

Эксперимент проводился в районе со множеством магазинов. Велосипедисты, которые посещали магазины, ставили свои двухколесные средства возле чистой стены, однако, урн возле нее не было. На рули их велосипедов социологи повесили рекламу несуществующего магазина, и начали наблюдать за поведением велоситедистов, у которых было только три варианта: выбросить рекламу на землю, повесить бумажку на руль другого велосипеда или забрать с собой.

Следили за 77 велосипедистами, только тридцать пять процентов выбросили бумажку на асфальт или повесили на руль другого велосипедиста. Большая часть людей поступили правильно — забрали бумажку с собой.

Однако, когда экспериментаторы сами «нарушили» закон, разрисовав стену, возле которой ставили велосипед, 69 процентов велосипедистов нарушали закон, выбрасывая рекламу.

Эксперименты со стоянкой, супермаркетом и фейерверками

Следующий эксперимент был связан с тем, что исследователи перегородили забором вход на стоянку на стоянку и сделали там щель, через которую можно было пройти. Так же они повесили два знака, один из знаков запрещал проходить через этот небольшой вход и требовалось обойти забор, второй знак запрещал пристегивать свои велосипеды к этому забору. Двадцать семь процентов людей, которые не нарушили второе требование (про пристегивание велосипедов), все же проигнорировали требование об обходе забора и прошли через щель. А вот те, кто нарушил запрет о пристегивании велосипедов, с большим энтузиазмом нарушили запрет о проходе через незаконный проход — их составило 82 процента.

Эксперимент с супермаркетом заключался в следующем: на парковке возле магазина разместили большой баннер с требованием возвращать тележки в магазин, а так же разместили на стеклах автомобилей бумажки с требованием возвращать тележки в магазин. Экспериментаторы специально расставили несколько тележек возле автомобилей и посмотрели на ситуацию с тем, как поведут себя покупатели с бумажными листами. В случаях, когда тележек возле машин не было, только 30 %покупателей выбросили их на асфальт. Когда тележка стояла рядом с автомобилем, правонарушителей, которые выбросили бумажку на асфальт, было 58 % процентов.

В Нидерландах за несколько недель до Нового Года запрещено использовать пиротехническую технику — фейерверки и петарды. Когда велосипедисты слышали звук нарушения, они более охотно сами выбрасывали рекламные бумажки на асфальт.

Воровство и почтовый ящик

Если предыдущие эксперименты были связанные с запретом мелких нарушений, то данный случай уже касается более тяжкого правонарушения — воровства. Нет, разумеется, люди не вытягивали с сумок деньги и не грабили банки. Суть эксперимента проста — возьмет ли человек с чужого почтового ящика конверт из которого были видна купюра номиналом в пять евро. Так же ящики разделили на два лагеря — «правильные» (вокруг них не было мусора, они были чистые и аккуратные) и «неправильные» (с бессмысленным рисунком на полу (граффити) или с разбросанным на полу мусором).

С «правильного» ящика забрали деньги 13 % людей, 25 процентов людей забрали деньги, когда вокруг был разбросан мусор, если на полу был рисунок (граффити), деньги забрали 27 % людей.

Беспорядок — не оправдание для правонарушений, однако порядок начинается с мелочей.