Московское метро — интересные факты

Сегодня трудно себе представить Москву без ее знаменитого подземного транспорта. Московский метрополитен дает возможность за короткий промежуток времени добраться из одной точки Москвы в другую, минуя пробки на дорогах. Ежедневно подземным транспортом пользуются миллионы людей. Представляем интересные факты о московском метро.

Поезд

  1. В московском метрополитене для людей с ограниченными возможностями, а именно незрячих и слабовидящих, существует особая система озвучивания станций. Если поезд движется к центру или по часовой стрелке на кольцевой линии, то станции озвучивает мужской голос, а если наоборот, то женский. В народе же существует свое мнение по этому поводу, когда люди едут на работу, то они слышат властный мужской голос начальника, а когда возвращаются из центра домой, то станции объявляет женский голос.
  2. Самым большим наземным открытым метромостом является мост на промежутке между станциями «Коломенская» и «Технопарк». Всего же открытых метромостов есть пять.
  3. С момента своего открытия (май 1935года ) московское метро носило имя Л.М. Кагановича, который был организатором его строительства. И только с 1955 года московское метро стало имени В.И. Ленина.
  4. В метро есть единственная станция, на которой имеется фонтан – это станция «Римская». Эта станция выполнена в теме Римские достопримечательности, а в ее создании принимали участие русские и итальянские архитекторы и художники.
  5. Во время второй мировой войны, из-за угрозы захвата Москвы фашистами, московский метрополитен хотели затопить. План ликвидации метро был создан за три часа, затем ночь шли подготовки и эвакуация вагонов и прочего оборудования, но вечером следующего дня приказ отменили. Таким образом, 16 октября 1941 года считается единственным днем, когда московский метрополитен не работал.
  6. Самыми первые проекты метро были предложены еще в 1890 году. Но вмешалось духовенство, посчитавшее что, добровольно спускаясь в преисподнюю человек себя, может унизить, в результате задумка о создании подземного транспорта была на время забыта.
  7. Для того чтобы построить эскалаторы, в 1934 году Мосметрострою пришлось выкупить в Лондоне один эскалатор и разобрав его подробно изучить как он устроен, чтобы повторить, но уже более удлиненные варианты. Цена такой покупки составила две тысячи золотых рублей.
  8. Для создания первой линии метро были задействованы 540 заводов по советскому союзу.
  9. Для тех, кто часто что-то теряет и забывает, на станции «Котельники» есть специальный склад, где в течение 6 месяцев хранятся забытые в метро вещи.
  10. Если посчитать все расстояние между станций метро на всех его линиях, то общая протяженность получится около 365 километров.
  11. Самой первой линией открытой 15 мая 1935 года стала линия между станциями «Сокольническая» и «Парк культуры».
  12. Самой длинной станцией московского метро является станция «Воробьевы горы». Ее платформа занимает 284 метра.
  13. 44 станции метро на сегодняшний день признаны объектами культурного наследия, а все станции кольцевой линии памятниками архитектуры.
  14. Многие наверняка замечали, что в метро нет урн для мусора. Урны исчезли в 90-х годах, когда понадобилась дополнительная предосторожность от терроризма.
  15. Для перевозки из депо в депо электромоторов и запасных частей в метро есть так называемые грузовые поезда. На самом деле они представляют собой обычные составы но без крыши.
  16. На станции «Выставочная» есть музей московского метрополитена, который был сюда перенесен в 2016 году со станции «Спортивная».
  17. Станция «Кропоткинская» обладает прекрасной акустикой, что используется для ночных концертов. Проходят ночные концерты на этой станции раз в год.
  18. Самой «непостоянной» станцией является станция «Александровский сад». Ее переименовывали 6 раз.
  19. Самым первым переходом в метро открытым в 1938 году стал переход между станциями Александровский сад и Библиотека имени Ленина.
  20. В Европе московское метро занимает первое место по интенсивности пассажиропотока, и шестое место в мире.  Средний пассажиропоток ежедневно составляет 7 миллионов, а  в будни эта цифра увеличивается на два миллиона.
  21. Изначально кольцевой линии, которая сейчас объединяет все линии и дает шанс попасть с одной ветки на любую другую, в проектах не было. О кольцевой линии заговорили лишь в 1943 году. Существует даже миф, о том, что кольцевая линия появилась благодаря Сталину, когда тот поставил на проект метро чашку с кофе и на бумаге с проектом отпечатался круг.
  22. Строительство кольцевой линии продолжалось 11 лет.
  23. Некоторые астрологи считают, что кольцевая линия не случайно включает в себя именно 12 станций. По их мнению, каждой станции соответствует свой знак зодиака и это делит весь город на астрологические сектора.
  24. Раньше у московского метро был свой особенный запах. Этот запах был из-за использования креозота в обработке деревянных шпал. Но сейчас, в связи с отсутствием необходимости в использовании креозота, метро больше пахнет металлом.
  25. Кольцевая линия сопоставима с наземным Садовым кольцом, а вот для малого Бульварного кольца тоже хотели создать «подземного двойника» — малую кольцевую линию, однако идеи не суждено было сбыться в проектах.
  26. Несколько станций носят названия соответствующие названию вокзалов, которые находятся на этих станциях. Например, Курская, Киевская, Рижская. Кстати примечательно, что в строительстве Киевской станции принимали участие киевские архитекторы, а в Рижскую станцию создавали латышские архитекторы.
  27. Когда происходило строительство станции Пражская, которая внешне напоминает пражские станции метро, то одновременно в Праге происходило строительство станции Московская. Однако в Праге станции — Московская сейчас нет, так как в 1990 году ее переименовали.
  28. Первоапрельская станция «Физтех». На схемах метро однажды появилась станция «Физтех» после станции «Алтуфьево». Станция оказалась шуткой студентов, сумевших подобрать цвет и шрифт, распечатать на наклейках станцию и подклеить ее в схемах. В такой шутке участвовало 500 студентов.
  29. Создавая подземный транспорт, власти Москвы хотели чтобы он был по доступным для людей и разгрузил трамвайные пробки. Самыми загруженными пробками местами в Москве до появления метрополитена были Каланчевская (трех вокзалов) и Лубянская площадь. Первые билеты в метро стоили всего 50 копеек и действовали 35 минут. Сделаны они были из обычного картона. В девяностые годы билеты меняли на пластиковые, затем на железные жетоны, и только в двухтысячных билетом стали бесконтактные карты. Интересно, что первые турникеты в метро появились только в 1959 году до этого турникетов там не было.
  30. Начальной точкой, от которой началось строительство московского метро, находится рядом с домом номер 13 на улице Русаковской. Начало строительства было заложено в ноябре 1931 года.
  31. Изначально строительство метрополитена не предусматривало создания таких длинных подземных путей, по проекту это больше было похоже на наземный транспорт. Первым кто предложил опустить метро на глубину 35 метро был Вениамин Маковский в 1932 году.
  32. По скорости строительства московский метрополитен на момент своего создания был самым быстростроящимся. Так, к примеру, для постройки 10 км в Лондоне понадобилось 4 года, в Москве меньше чем за два года было построено почти 17 километров.
  33. Для создания станции «Арбатская» была разобрана церковь святителя Тихона Амафунтского. Церковь, которая стояла на Арбатской площади, была пущена на бетон для стройки.
  34. В 1940 году станция метро «Динамо» прекрасно послужила для работы ученых-физиков. Дело в том, что для работы ученым понадобилось найти место где не проникали бы радиоволны, таким местом оказалась станция Динамо которая располагается на глубине 40 метров. На этой станции учеными Флеровым и Петржак было совершено открытие спонтанного деления ядер урана.
  35. Существует знак экстренного торможения. Для того чтобы сообщить водителю поезда о чрезвычайной ситуации на путях, необходимо стать на край платформы и делать рукой круговые движения.
  36. Станция Маякоская, которая стала первой в мире колонной станцией глубокого заложения во время второй мировой войны была бомбоубежищем.
  37. Бронзовые статуи со станции Площадь революции во время великой отечественной войны эвакуировали в Среднюю Азию
  38. Прекрасная мозаика, которая сейчас украшает станцию Новокузнецкая была собрана архитектором Фроловым в блокадном Ленинграде. Сам мастер, который собрал мозаику Фролов, умер от истощения сразу после выполнения мозаики.
  39. Даже в годы великой отечественной войны строительство московского метрополитена не останавливалось.
  40. На станции «Новослободская» украшением станции является «первые советские» витражи, которые были выполнены сыном палехского иконописца Павлом Кориным.
  41. Самым коротким эскалатором в метро является трехметровый эскалатор в южном вестибюле станции «Саларьево»
  42. Не так давно в кино выходил фильм о том, как произошел потом в московском метро. Смотря этот фильм, у любого кто его смотрел, замирало сердце от одной только мысли, что такое могло бы быть реальностью. А ведь потопы в московском метро уже действительно случались. Например, на участке между Каширской и Ореховской потоп происходил ни один раз. Первый потоп случился здесь в 1984 году, а в 2001 и 2003 произошли повторные потопы.
  43. Самая глубокая станция метро располагается на глубине 73 метра и называется «Парк Победы».
  44. Кинематографистам очень нравится выбирать метро в качестве съемочной площадки. Каждая станция метро выполнена в своей тематике, что часто играет на руку кинематографу в поиске подходящей площадки для своей картины. Самыми любимыми станциями метро, прекрасно выполняющими роль съемочной площадки, являются станции Площадь революции и Маяковская.
  45. Самые внимательные пассажиры могут заметить, что в метро есть станция, а именно Каширская, на которой имеется изображение другой станции метро — Маяковская.
  46. В метро существует свой перечень правил поведения, в том числе и при попадании в чрезвычайную ситуацию. В случаи попадания на пути, необходимо лечь между рельсов, чтобы поезд не задел. Попытки самостоятельно вернуться на платформу могут привести к попаданию на контактный рельс, который находится под высоким напряжением, которое смертельно для человека.
  47. Вагоны для метрополитена производят на заводе «Метровагонмаш», который находится в Мытищах. А вот станции метро Мытищи до сих пор нет, поэтому для того чтобы вагоны доставить в метро приходится проделывать им долгий путь.
  48. В 1956 году был построен бункер, который примыкает к станции «Таганская». Сейчас это музей.
  49. Самой загруженной станцией в метро является станция «Выхино».
  50. На станции «Менделеевская» есть памятник, посвященный гуманному отношению к животным. Памятник называется «Сочувствие».