Мозг — интересные факты

Человеческое тело, его функции, возможности изучаются давно. Каждый орган, клетки, системы организма описаны в мельчайших подробностях. И только мозг остается не до конца изученным. В мозгу обрабатывается вся полученная информация, переводится в электрические импульсы, отдаются команды разным органам. Это своеобразный центр управления человеческим организмом. Представляем интересные факты о мозге.

Голова

Строение

Оглавление

  1. Человеческий мозг содержит нейроны, глиальные клетки, жир.
  2. Большую часть тканей мозга составляет жир, до 60%. Жир укрепляет стенки клеток, имеет противовоспалительную функцию, защищает при травматизме.
  3. Если кровеносные сосуды головного мозга выпрямить в одну прямую, то длина этой прямой составит более 100 тысяч километров, этой линии хватит, чтобы опоясать Землю по экватору два с половиной раза. Каждую минуту сосуды переносят более 0,75 литра крови.
  4. Помимо нейронов в головном мозге содержатся глиальные клетки. Их больше, чем нейронов, в 10 раз. Они поставляют питательные вещества и кислород, служат изоляционным материалом, обеспечивают быстродействие.
  5. Вес мозга у взрослого человека достигает 1400 граммов. и составляет 2% от общей массы тела. Его размеры не влияют на умственные способности человека. Самый большой зафиксированный IQ 210 единиц. Многие гениальные ученые имели меньшие показатели.
  6. Электрической энергии, вырабатываемой нейронами, хватит, чтобы зажечь лампочку мощностью 25 Вт. Общее количество нервных клеток составляет порядка 100 млрд и вокруг них постоянно генерируется электрическое поле. Левое полушарие, отвечающее за рациональные решения, содержит больше нейронов. Размеры нейронов составляют порядка 10-6 м.
  7. Правое полушарие, отвечающее за эмоциональность, управляет левой стороной тела, а левое полушарие мозга контролирует правую сторону.
  8. Цвет мозга розовый. Серое вещество – это отмершие нервные клетки. Физическое перенапряжение увеличивает количество серого вещества.
  9. Извилины позволяют сохранять и обрабатывать большой объем информации, так как с помощью извилин увеличивается площадь коры мозга, а в коре проходят главные интеллектуальные процессы.

Строение

Функции

  1. Мозг обрабатывает информацию быстрее любого современного компьютера. Каждый день формируется более 70 000 мыслей, происходят более 100 000 химических реакций. Нервные импульсы передают информацию со скоростью 400 км/с. Создание компьютера, сопоставимого с работой мозга, потребует параметров: более 4000 Тб памяти, скорость обработки информации – 4000 операций в секунду (и то не факт, вполне возможно, что возможности мозга намного больше).
  2. Нервные клетки излучают различные волны определенной длины. Электрические приборы в состоянии существенно влиять на работу этого важного для человеческого тела органа. Электрические импульсы в голове человека можно увидеть при помощи МРТ. Таким образом МРТ-снимки могут показывать, когда человек испытывает те или иные эмоции.
  3. Неограниченный объем памяти. В головном мозге в разных его отделах сохраняется вся информация, которую человек когда-либо видел и слышал. Какие-то данные в прямом доступе, некоторые в архивном виде как файлы на компьютере. Стрессовые ситуации, недосыпание снижают способность запоминать новую информацию. Существует долговременная и краткосрочная память.
  4. Во время сна мозг работает активнее. Центральный пульт нашего организма никогда не отдыхает. Зафиксированный рекорд по бодрствованию 276 часов, после чего пациент умер. Во время сна информация, полученная за день, перераспределяется, анализируется, определяя главное и второстепенное.
  5. Мозг не чувствует боли. Рецепторы, отвечающие за болевые ощущения, находятся в окружающих его тканях. Это позволяет проводить операции на открытом мозге без наркоза, когда пациент может сам рассказывать, что ощущает при раздражении той или иной области мозга. Трепанацию черепа проводили еще 3000 лет назад.
  6. Головной мозг поддается тренировкам. Его можно накачать как мышцы. Посредством специальных программ можно расширить объем памяти и способность к запоминанию, увеличить скорость принятия решений и ответных реакций на внешние раздражители.
  7. Участки мозга, отвечающие за реакции, интеллект, эмоциональность, созревают неодновременно. Иногда эти процессы растягиваются на 30 – 40 лет, а при сохранении нагрузок – на всю жизнь.
  8. Учеба помогает похудеть. Во время интенсивного обучения мозг потребляет до 20% калорий, поступающих в организм. Работа, связанная с принятием большого количества решений и поддерживающая мозг в тонусе, выше среднего, равноценна регулярным походам в спортзал.
  9. На поддержание работы мозга расходуется 25% всей энергии тела.
  10. Более 20% всего поступающего в организм кислорода расходуется на работу мозга. Кислородное голодание более 30 секунд вызывает необратимые изменения.
  11. Нервные клетки восстанавливаются. Мозг имеет резерв, который позволяет восстанавливать функциональность организма, своевременно реагировать на непредвиденные ситуации.
  12. К старости мозг может терять 40 грамм в весе, что отражается на умственных процессах Клетки мозга могут отмирать от нарушения кровообращения, возникает энцефалопатия. Но кровообращение может нарушиться и в молодом возрасте, а в пожилом возрасте кровообращение может быть хорошим, так что иногда пожилые люди могут быстрее мыслить, чем молодые.
  13. Во время интеллектуальной работы образуются новые клетки, которые заменят отмершие или поврежденные. Активное обучение ускоряет процесс рождения новых клеток и увеличивает их количество. Обучение делает человека здоровее, в первую очередь с психологической и эмоциональной стороны.
  14. Поступающая информация хранится в разных отделах головного мозга. Вся информация разделяется на отдельные фрагменты и перераспределяется для хранения в разные участки мозга.
  15. Процессы реорганизации структуры мозга происходят постоянно. Появляются новые нейронные связи, добавляются или стираются данные, поэтому на один и тот же раздражитель человек может реагировать по-разному.
  16. Не существует двух людей с одинаковыми нейронными связями и реагирующих одинаково с одной и той же эмоциональной силой и сопутствующими факторами на одни и те же действия. Даже у однояйцевых близнецов наблюдается различная реакция.

Структура

Особенности

  1. Электрические разряды на живом, открытом мозге могут возбуждать отделы, отвечающие за различные функции организма: смех, рвоту.
  2. В 1989 году родился здоровый ребенок у умершей женщины, функции жизнедеятельности которой поддерживались искусственно.
  3. Мозг развивается, когда занимается незнакомым делом.
  4. Общение вслух, разговоры с маленькими детьми, незнакомцами увеличивает скорость развития мозга.
  5. При алкогольной интоксикации новая информация не запоминается. Многие пьяные не могут вспомнить, что с ними происходило. Кроме того, от алкоголя отмирают клетки головного мозга. Алкоголь в больших количествах – это яд.
  6. Отличное бинокулярное зрение у девочки, родившейся с одним полушарием головного мозга. Оказывается, зрительные центры сформировались в одном полушарии. Функции одного полушария может брать другое полушарие.
  7. Во время операции по удалению аневризмы была откачена вся кровь из мозга, он был неактивен в течение 45 минут, были нарушены нейронные связи. Фактически мозг был мертв. После операции женщина пришла в сознание, она могла рассказать о действиях врачей во время операции с описанием инструментов, воспроизвести разговоры в операционной. Этот пример показывает, как мало мы знаем о работе и возможностях мозга.
  8. При сохранении всех жизненных функциях в нормальном состоянии женщина не узнавала своих родных и близких, а сотрудников больницы считала сестрой, женихом, матерью. Такое состояние врачи называют синдромом Фрейгеля. Через месяц состояние женщины стабилизировалось, она узнавала близких, но ничего не помнила, что с ней происходило до этого.
  9. Синестезия. Способность людей видеть цвет букв, распознавать аромат звуков, ощущать вкус слов. Такой эффект наблюдается у каждого 2000-го жителя планеты и связан с перемешиванием отдельных фрагментов из разных участков мозга.
  10. В мозгу располагается участок, реагирующий зеркальным образом на действия окружающих. Когда кто-то зевает, мы зеваем в ответ; заразительный смех заставляет улыбаться; передается волнение, гнев, умиление. Возможно, с помощью этого механизма может возникнуть паника (реакция на действия многих людей, например когда люди от чего-то убегают, возникает желание убегать в том же направлении, что и толпа).
  11. Современные разработки позволяют управлять механическими протезами при помощи мысли.