Сергий Радонежский — интересные фаты

Первое жизнеописание преподобного Сергия было написано его учеником Епифанием в начале XV века. Несколько позже Пахомий Серб внес некоторые изменения и сократил текст. В XVI веке митрополит Макарий включил Жития святых в Великие Четьи Минеи и создал тем самым, двенадцатитомное собрание книг. В XVIII веке они уже вошли в состав сочинения Димитрия Ростовского. В современном виде житие Сергея Радонежского, было воссоздано специальной Синодальной комиссией уже в начале прошлого века, во главе с В.О. Ключевским. Становится понятным, что интерес к его личности не пропал со временем. Представляем интересные факты о Сергие Радонежском.

Монах

Первые сведения

Оглавление

Точную дату рождения святого определить достаточно сложно. Основная масса историков считает, что это событие случилось в 1314 году, но некоторые из них датируют его 1319 годом. Вот место рождения установить удалось-это Варницкая слобода, рядом с Ростовым, там издавна находились солеварни.

Его мать Мария, находясь на сносях, по воскресеньям два раза ходила в храм на богослужение. И в одно из них с ней произошло необычное событие. На литургии во время песнопений, она дважды почувствовала движения младенца в утробе, а один раз она и все присутствующие в храме услышали детский крик, в котором слышался призыв. А сама Мария ощутила на себе неведомую силу, исходящую с иконы Святой Троицы.

Чуть позже она родила сына, которому в крещении дали имя Варфоломей, в честь одного из двенадцати учеников Христа. С первых дней жизни Варфоломей не вкушал материнского молока в постнические дни, установленные православной церковью. Мать была вынуждена отказаться от скоромной пищи.

В семилетнем возрасте Варфоломей вместе со своими братьями-Стефаном и Петром приступили к обучению грамоте, но ему она давалась тяжело. Не помогали не крики родителей, ни наказания учителей. Товарищи насмехались над Варфоломеем, он очень переживал и постоянно молился, прося помощи у Господа. Тогда отец принимает решение о прекращении обучения и дает задание пасти коней на пастбище. Но в первый же день с ним происходит удивительное событие, он встречает инока, с которым делится своей печалью, они вместе молятся. Варфоломей приглашает старца домой и пред вкушением пищи старец просит его прочитать псалом. Варфоломею, к удивлению, и радости родителей это удается. С тех пор он стал выделяться из сверстников своим умом.

Отличительной чертой его характера было отчуждение от ребяческих забав и праздного времяпровождения. На возникающие у него вопросы, он пытался найти ответы в книгах, в первую очередь священных. Для борьбы с телесными страстями он накладывал на себя строгий пост, да и вообще в основном его пищей были хлеб и вода.

Икона

События, изменившие жизнь Варфоломея

Обстановка на Руси резко меняется в 1328 году, когда ярлык на княжение в Орде получает Московский князь Иван Калита. Он накладывает на жителей Ростова непосильные подати, а некоторых просто убивает. Варфоломей с родителями вынуждены покинуть Ростов. К этому времени они практически лишились средств к существованию. Они поселяются в небольшом городке Радонеже, расположенном недалеко от Москвы. Там не донимают монголы набегами и обещаны льготы от князя, с целью заселить эти земли. Варфоломею исполнилось 15 лет, а его братья обзавелись к этому времени своими семьями. Он же остается с родителями до самой их смерти.

После кончины родителей он раздает часть имущества на поминовение их душ, часть нуждающимся, а остальное достается брату Петру. А вместе с овдовевшим братом Стефаном, Варфоломей отправляется на Маковскую гору, где они становятся отшельниками. В те времена на Руси, монахи проживали по образцу греческих монастырей, которые находились в городах. Примером для Варфоломея послужи египетские пустынники. Однако Стефан не смог вынести всех тягот такой жизни и переселился в Москву в монастырь. Варфоломей остается один и принимает решение принять постриг. 20 октября (или 7 по старому стилю) он был пострижен в монахи игуменом Митрофаном под именем Сергий.

В 23 года Сергий становится основателем пустынножития на Руси. Молва о нем разносится и к нему в пустынь устремляются мирские и монастырские, чтобы испытать себя в лишениях и тяготах отшельнической жизни. Многие не выдерживают и покидают это место, некоторые остаются на совсем. Так. Сергий начинает жить совместно с братией. Он не разрешает брать милостыню, а живут они только собственным трудом и молитвой. При Сергии появляются общежительные монастыри. Сам он не брезгует никакой работой и служит примером для остальных.

Сначала он отказывается от предложенного ему игуменского сана. Но в 1344 году в тридцатилетнем возрасте, он сдался после длительный уговоров и принял сан игумена, после чего вернулся в сою обитель, названную в честь Пресвятой троицы. Позже Сергий вводит здесь правила общежительства: теперь ничего личного в монастыре не было, все становится общим пища, одежда, кров. И малоизвестная обитель, как и сам ее глава становится известной на всю Русь. К нему устремляются толпы людей за советом и помощью в исцелении от разных недугов душевных и телесных. Он совершает множество чудес еще при жизни.

Благочестивый образ жизни преподобного Сергия и ее братии способствовал к центру земли русской начали стекаться люди, ставившие своей целью освобождение Руси от ордынского ига. Такими были герои Куликовской битвы Ослябя и Пересвет.

Родной брат Сергия Стефан, вернувшийся в расцветшую обитель затеял в монастыре бунт и хотел сам встать во главе. Но преподобный Сергий вышел в этой борьбе победителем.

Он прожил долгих 78 лет и за 6 месяцев до своей кончины, которую он предчувствовал, он выбрал себе приемника, а на себя наложил обет молчальничества. Перед самой кончиной Сергий побеседовал с братией, сделал последние наставления, причастился и преставился 25 сентябре 1392 года.