Мавзолей в Галикарнасе — интересные факты
Под словом «мавзолей» подразумевается усыпальница, гробница или иное погребальное сооружение, где похоронены знаменитые люди. Это слово происходит от имени карийского царя Мавсола. Представляем интересные факты о мавзолее в Галикарнасе.
Царь Мавсол
Оглавление
В далёкие времена на западных берегах полуострова Малая Азия, заселённого тогда древними греками, существовало царство Кария. Одним из правителей этого государства был царь Мавсол, правивший в период с 377 года по 353 год до нашей эры. Правил он не один, а вместе с сестрой Артемисией, которая одновременно была его женой. Греки вспоминали о Мавсоле, как о жестоком и суровом тиране, угнетавшем собственный народ, однако подмечали, что он при всём при этом очень интересовался различными искусствами. Желая оставить своё имя для потомков и войти в историю, он ещё при жизни приказал строить себе величественную гробницу в городе Галикарнас, где в наши дни располагается турецкий город Бодрум.
Согласно планам царя, здание должно быть самым большим и прекрасным сооружением в мире и располагаться прямо в центре города, будучи доступным для всеобщего обозрения. Строительными работами руководила его супруга. Для выполнения столь грандиозного и крупного проекта, царская чета не пожалела денег и пригласила самых лучших архитекторов и скульпторов своего времени, среди которых стоит отметить Пифея, Сатира и Скопаса. Последний уже работал над Храмом Артемиды в Эфесе, ещё одном чуде света. Гробница вышла настолько огромной, величественной и прекрасной, что ещё современники её строительства называли сооружение чудом света.
Много древних правителей пытались построить для себя похожую усыпальницу. Все эти сооружения были названы «мавзолеями», от имени царя Мавсола.
Строительство
Ещё в те времена, когда Галикарнасский мавзолей был только-только построен, он уже заметно выделялся на фоне других древнегреческих сооружений. Если классические античные храмы были с прямоугольным основанием, а высота самой постройки не должна была превышать длины фасада, то мавзолей обладал квадратным основанием, а его высота была намного больше, чем длина фасада. Но, невзирая на нарушение древнегреческих канонов, мавзолей сразу же завоевал славу по всему античному миру. Это уже не просто усыпальница очередного царя, но символ целой эпохи и одно из самых монументальных сооружений в мире.
Первый ярус мавзолея полностью занимал крупный кирпичный цоколь с мраморным покрытием. Второй же ярус больше всего напоминал классические греческие храмы: ровно тридцать шесть колонн по периметру, чья задача была в подпорке массивной крыши, имеющей пирамидальную форму. Сама же крыша состояла из двадцати четырёх ступеней, а на вершине этой «пирамиды» находилась огромная скульптура, изображавшая царскую чету, находящуюся в колеснице, которая была запряжена четвёркой лошадей. Высота самого здания в целом занимала сорок шесть метров.
Останки царя и его супруги находились внутри мавзолея. Для супружеской пары специально изготовили два массивных мраморных саркофага, которые охраняли каменные скульптуры львов. Внутри самого сооружения было множество барельефов, изображавших различные эпизоды и сцены из древнегреческих легенд. В основном здесь были представлены древнегреческие боги и знаменитые герои. Снаружи здание охранялось массивными статуями воинов. Исходя из всего описания, неудивительно, что сооружение сразу же было признано настоящим чудом света.
Самому Мавсолу так и не было суждено при жизни увидеть завершение строительных работ. Так, постройка была бы и заброшена, если бы не его супруга, Атемисия, продолжавшая фанатично любить своего мужа. Изо всех сил она пыталась ускорить строительство и бросала всё больше денег и ресурсов мастерам и строителям. Однако, при всём желании, ей также не довелось дожить до того момента, как здание будет полностью возведено.
Получившееся сооружение получилось настолько массивным и величественным, что храмы и святилища таких богов, как Арес, Гермес и Афродита, на его фоне казались совсем маленькими и неказистыми. Они полностью оказались в тени царской усыпальницы.
Крепость
Галикарнасский мавзолей строили на века, а потому он, за исключением пирамид, продержался большее время, нежели другие чудеса света. Целых две тысячи лет он гордо стоял на своём исконном месте, пережив великое множество войн и катастроф. Однако постепенно и он обратился в руины в результате землетрясения, произошедшего в тринадцатом столетии. В XV веке развалины мавзолея были превращены в крепость родосскими рыцарями (Мальтийский орден госпитальеров). Ныне это Замок Бодрум, находящийся в современной Турции. Другое чудо света – Александрийский маяк, также было превращено в крепость.
Что касается ценных вещей, среди которых современники вспоминали золотые урны, в которых хранился прах царской четы, они, к сожалению, пропали. Мавзолей разграбили задолго до того, как руины стали собственностью родосских рыцарей.
Впервые руины мавзолея были найдены английским археологом Чарльзом Томасом Ньютоном в 1846 году, который отправился туда с научно-исследовательской экспедиции. Именно тогда и было обнаружено большинство археологических находок, которые ныне представлены в европейских музеях. Среди них учёные нашли остатки барельефов, плиты, а также скульптуры колесницы со статуями Мавсола и его супруги.
Часть археологических находок находится в музее, который сейчас располагается на месте легендарного сооружения. В музее представлена коллекция фрагментов барельефов. Также там есть макеты, благодаря которым можно увидеть, как выглядел мавзолей в древние времена. Другая же часть археологических находок находится в Стамбульском и Британском музеях.