Русская Правда — интересные факты

В древние времена у восточных славян регулировались нормами устного права (обычаями). Однако по мере развития государственности в Древней Руси росла потребность в существовании норм письменного права, фиксированных законов. Древнейшим таким юридическим документом, известным в исторической науке, является Русская Правда, кодекс норм уголовного, процессуального, семейного (прежде всего наследственного), гражданского и торгового права, разработанный и зафиксированный в письменной форме при Ярославе Мудром, вступившем на Киевский великокняжеский престол в 1016 году. В научный оборот этот документ ввёл историк В. Н. Татищев, обнаруживший в монастырских архивах текст Русской Правды в его краткой редакции в 1737 году. Представляем интересные факты о Русской Правде.

Книга

Этапы формирования текста

Оглавление

Первоначальный текст документа до наших дней не дошёл. Сохранившиеся варианты этого свода юридических документов (краткий, пространный и сокращённый) обнаружены в составе различных более поздних сборников и летописей, в которые вносились монахами-переписчиками. Самой древней считается краткая редакция. Широко признанной считается датировка Русской Правды годом вступления Ярослава Мудрого на Киевский великокняжеский престол в 1016 году. Первый краткий её вариант состоял всего лишь из 18 статей. Но именно они легли в основу всей правовой системы древнерусского государства в последующие столетия.

Вполне достаточно убедительных доказательств для того, чтобы считать, что дополненный и переработанный вариант Русской Правды, известный также под наименованием Правда Ярославичей, был разработан при сыновьях Ярослава Мудрого Изяславе, Святославе и Всеволоде в 1072 году. Следующую основательную доработку документа произвели при правлении внука Ярослава Мудрого Владимире Всеволодовиче Мономахе. Этот вариант в исторической науке принято именовать Пространной редакцией Русской Правды. Вместе с так называемым «Уставом Владимира Мономаха» составленным в 1113 году, весь свод норм Русской Правды в Пространной редакции составляет 121 статью. А её Сокращенная редакция возникла в середине ХV века.

Основные юридические нормы

Юридические нормы, зафиксированные в Русской Правде, восходят к древним обычаям, существовавшим у восточных славян с незапамятных времён. В особенности это имеет отношение к положениям, регламентирующим наказания за уголовные преступления. Для всех родоплеменных обществ (и восточные славяне в этом не исключение) характерен обычай «кровной мести». Когда государственных органов полиции и уголовного розыска ещё не существовало и в помине, делом розыска и наказания убийц и других преступников занимались родственники убитого или пострадавшего. А сами родственные связи имели в те времена существенно большее значение, нежели в наши дни. Выжить в одиночку в древние времена без поддержки родных и близких было крайне трудно. Государство такой поддержки оказывать не могло. Поскольку оно находилось ещё на ранней стадии своего формирования и ставило перед собой в основном лишь военные и фискальные задачи.

В Русской Правде обычай «кровной мести», практика наказания убийством за любое даже непреднамеренное убийство, не упраздняется и не запрещается, но предлагается для тех пострадавших, кто добровольно откажется от «кровной мести» виновникам, удовлетвориться крупным денежным штрафом. Такой штраф за убитого называли вирой. Именно эта норма о возможности штрафа за убийство зафиксирована в самой первой статье Русской Правды, с которой её текст и начинается. Аналогичные денежные штрафы вводились не только для убийц, но и для виновных в иных серьёзных преступлениях, таких как поджоги или кражи. Тут очевидна заинтересованность верховной княжеской власти в народосбережении. Обычай «кровной мести» явным образом вёл к взаимоистреблению, а верховная власть уже в те времена нуждалась в увеличении численности населения, а не в том, чтобы подданные неконтролируемо убивали друг друга.

В Правде Ярославичей размер штрафов за убийства и другие преступления серьёзно варьировался в зависимости от социального и сословного положения потерпевшего. Жизнь княжеского дружинника оценивалась выше, чем жизнь рядового свободного общинника. А та в свою очередь стоила выше, чем смерть слуги или холопа. Разница могла быть шестнадцатикратной.

В Русской Правде встречается описание таких процессуальных процедур как дача свидетельских показаний, очная ставка. Есть понятие «гонение следа». Его можно сопоставить с современным аналогом – расследованием «по горячим следам». Если след преступника вёл в какой-либо дом, то согласно нормам Русской Правды этого было достаточно для вынесения обвинительного приговора в отношении хозяина дома. Если след приводил во владения сельской общины, а отдельный дом при этом выявить не удавалось, то за преступление следовало нести коллективную ответственность всем общинникам. То есть по сути дела действовал принцип круговой поруки, предполагавший, что общинники должны нести ответственность друг за друга. Принцип круговой поруки в русской деревенской общине действовал очень долго, в отношении налогооблажения общинных крестьян вплоть до столыпинской реформы начала XX века.

В Русской Правде описана и процедура, согласно которой в случаях, когда расследование заходило в тупик, и убедительных улик в отношении подозреваемого не находилось, тому надлежало пройти то или иное испытание, так называемый «ордалий». Для такого испытания могло применяться раскалённое железо, которое надлежало брать голыми руками.

Применение «ордалия» и других подобных процедур свидетельствует о том, что в Русской Правде содержались очень архаичные элементы, явно практиковавшиеся у восточных славян задолго до их закрепления в письменной форме. Вместе с тем стремление верховной власти к преодолению традиций «кровной мести» и существенная дифференциация в размере штрафов за преступления в зависимости от сословного положения жертвы, есть яркое свидетельство укрепления феодальных отношений и заметного социального расслоения в древнерусском обществе к моменту фиксации этих юридических норм в XII веке.