Опричнина — интересные факты

Опричнина возникла в 1565 году во время правления Ивана Грозного. Опричники – это войско, которое выполняло полицейские функции. Представляем интересные факты об опричнине.

Царь

Что означает слово «опричнина»

Оглавление

Опричниной во времена Ивана Грозного называлась «вдовья доля» — надел земли, который получала вдова боярина или другого знатного лица после смерти мужа. Таким образом, царь сравнивал себя с осиротевшей вдовой.

Подобное показное уничижение было характерно для Ивана Грозного. В своих посланиях монахам он называл себя «грешным» и «псом смердящим».

Историки используют слово «опричнина» в двух значениях: как обозначение территории, на которой проживали опричники, и как название политики, проводимой Иваном Грозным в 1565-1572 годах.

Начало

Возникновению опричнины предшествовали события 1550 года. Тогда Иван Грозный выбрал тысячу «лучших» слуг, которым раздал подмосковные поместья. Не все из них были родовитыми, но все были безоговорочно преданы царю. И от них требовалось одно: в любой момент беспрекословно исполнять все поручения государя.

Результаты «тысячи слуг» были великолепными. Так, в октябре 1552 года после длительной осады была взята Казань.

3 декабря 1564 г. Иван Грозный с семьей выехал на богомолье. С собой он взял казну, библиотеку, иконы и символы власти. Сначала царь посетил свою резиденцию в Коломенском, затем в Троицкий монастырь и, в конце концов, направился в Александрову слободу. Построенная в 1514 году, Александрова слобода в то время представляла собой естественную крепость, защищенную со всех сторон. Здесь царь объявил о своем отречении от власти в пользу своего сына от царицы Анастасии юного Ивана Ивановича.

Москвичам царь направил послание, в котором объяснял отречение гневом на заседающих в Думе бояр. Разъяренные толпы жителей пришли к Кремлю. Спасая себя, думские бояре решили просить Ивана Грозного возвратиться на царство. Они отправили делегацию в Александровскую слободу. Возглавил делегацию сторонник царя архиепископ Пимен, который позже активно участвовал в опричнине, но затем был лишен сана и сослан в монастырь под Тулой.

Царь согласился вернуться к правлению, но взамен потребовал расширения полномочий, что позволило ему 5 января 1565 года учредить опричнину. В борьбе с боярами 34-летний царь пошел ва-банк (за 2 месяца он поседел и полысел) и выиграл.

Причины

После возвращения из Александровской слободы царь потребовал разделить земли на земщину и опричнину. В опричнине не действовали никакие законы, все решалось только по личному указанию царя. Территориально в опричнину вошли лучшие земли и более 20 городов, включая Москву.

У профессиональных историков нет единого мнения относительно причин опричнины. Но мало кто из них верит в сумасшествие царя и другие субъективные факторы. Большинство сходится на том, что объективно необходимо было изменить существующую систему управления страной, основанную на феодальных связях.

Также историки практически единодушно считают одной из причин противостояние царя, бояр и духовенства. Противоречия существовали и внутри клана бояр.

В 1863 году умер митрополит Макарий, который имел большое влияние и сдерживал агрессию Ивана Грозного, направленную против бояр. На смену ему пришел митрополит Афанасий, который был против царя. Подозрительность, свойственная Грозному, усилилась, что сыграло свою роль в его решении укреплять самодержавие.

Царю нужна была сила, на которую он мог бы опереться в борьбе с боярами. Поскольку реально такой силы не было (дворянство ею стало гораздо позднее), ее нужно было создать. И она была создана в виде опричнины. Историк Андрей Фурсов называет опричнину первой в России чрезвычайной комиссией (ЧК).

Методы

Центром опричнины стала Александровская слобода. Опричники, по сути, являлись тайной полицией государства и использовали жестокие и кровавые методы против тех, кого царь считал своими врагами. Опричники давали царю особую присягу, обязуясь не только доносить о врагах, но и не есть и не пить с земскими людьми. Формально земщина не подпадала под власть опричников, но фактически они ее также контролировали.

По форме организация опричников напоминала церковную. Опричники ели в общей трапезной и носили грубые одежды. Но, в отличие от монахов, трапеза была обильной, а нижняя одежда была расшита золотом и утеплена собольим или куньим мехом. На поясе под одеждой опричники носили длинные ножи.

Число погибших в годы опричнины, по официальным источникам тех лет, только в непокорном Новгороде составляло не менее 3 тысяч человек. Историки полагают, что всего погибло не менее 20 тысяч человек (всего в Московском государстве тогда проживало около 7 миллионов человек).

Царь жестоко пресекал любые попытки неповиновения. Когда в 1566 году 300 дворян подали ему челобитную об отмене опричнины, все они были казнены.

Но главным смыслом опричнины был не физический террор, а отрыв большинства бояр от их исконных земель, что подрывало их экономическую власть. Одним из любимых выражений Ивана Грозного было «перебрать людишек». Под репрессии попало более 12 000 семей. Часть из них высылали зимой, и они должны были пешком добираться до выделенных им пустующих земель. По дороге многие погибали.

На землях, которые получили опричники от царя, часто было некому работать из-за нехватки крестьян. Поэтому разными методами опричники старались заполучить крестьян тех бояр, которые попали под репрессии. Наиболее практичные из них заставляли мужиков разбирать дома и перевозить их на новое место. Число крестьянских податей в годы опричнины резко возросло.

Считается, что для устрашения опричники привязывали к седлу собачьи головы. Многие историки считают это мифом. К концу опричнины число «государевых псов» достигло почти 7 тысяч человек. Использовать такое количество собачьих голов было нереально. Но в качестве символов опричнины собачья голова (предположительно, сделанная из серебра) и метла использовались.

Отмена опричнины

В 1571 году крымский хан Девлет-Гирей пошел походом на Москву. Если бы он одержал победу, русскому царю пришлось бы платить дань хану. Войска опричнины к этому времени полностью морально разложились. Они выставили только один полк против пяти земских. Царь принял решение об объединении земского войска и опричнины.

Считается, что после победы над ханом Иван Грозный в 1572 году принял решение об отмене опричнины. Началась «чистка» внутри опричников. Многие из них были казнены. После 1572 года само упоминание опричнины было запрещено, за это можно было поплатиться жизнью.

Большинство опричников составило часть царского двора. Поэтому идут споры, действительно ли в 1572 году опричнина была уничтожена или она продолжила свое существование в другой форме.

Большинство современных историков негативно оценивают опричнину. В результате опричнины пострадало множество людей, как ни в чем не повинных, так и самих опричников.

Формально опричнина укрепила самодержавие. Но в то же время привела к экономическому упадку страны. После смерти Ивана Грозного наступило смутное время, которое в итоге привело к смене правящей династии.