Гамлет — интересные факты
Гамлет — произведение английского драматурга Уильяма Шекспира. Произведение было написано в начале семнадцатого века, но оно продолжает оставаться актуальным и по сей день. Шекспир поднимает ряд важнейших тем, что придает произведению философский смысл. Представляем интересные факты о Гамлете.
История создания
Оглавление
- История героя.
Трагедия Шекспира является одним из самых популярных произведений драматургии во всем мире. В сюжете лежит не просто история об убийстве, в основу положен образ чувственного молодого принца, заставляющий читателей переживать за него.
Эта трагедия заставляет уже несколько поколений задуматься над своим предназначением, смыслом жизни и проблемами общества.
- Основа произведения.
Во времена Гамлета в основу драматургических произведений ложились раннее созданные произведения. Так, в трагедию Шекспира легла легенда Саксона, написанная еще в седьмом веке. Шекспир не просто передал историю от первоисточника, а сместил внимание зрителя с кровавой борьбы на духовные ценности человека. Стоит сказать, что современники Шекспира все равно видели в трагедии лишь кровожадное убийство, не обращая внимания на духовные ценности и переживания главного героя.
- Основа сюжета.
В основу сюжета легла тема жажды мщения и рассуждения о вечных ценностях. Главные вопросы, стоящие в трагедии, связаны с рассуждениями о глобальных проблемах: достоин ли человек счастья, возможно ли полностью избавиться от зла и в чем заключен смысл жизни.
- Суть.
Философская суть произведения состоит в конфликте между высоконравственной личностью и фальшивым обществом, где процветает ложь, обман, предательство и лицемерие.
- Быть или не быть.
Пожалуй самой известной сценой является монолог главного героя «быть или не быть». Суть состоит в том, что Гамлет находится в состоянии внутренней борьбы, он буквально разрывается на части: бороться за справедливость или же просто смириться с несправедливостью.
Факты о Шекспире
- Учеба.
Шекспир никогда не учился в университете, но это не помешало ему стать величайшим деятелем мировой литературы и обрести популярностью во всем мире.
- Публикация произведений.
Шекспир никогда не публиковал свои пьесы, они выпускались незаконно, против воли драматурга. Шекспир писал пьесы лишь для постановки их на сцене театра.
- Личная жизнь.
Уильям был женат, в браке родились трое детей, но потомков у Шекспира нет было: единственная внучка драматурга умерла бездетной.
Актеры и постановка спектакля
- Роль Гамлета является одной из самых сложных. Считается, что сыграть ее сможет далеко не каждый. Актер должен уметь проверять себя на прочность.
Иннокентий Смоктуновский дважды играл роль Гамлета. Именно он сыграл главную роль в фильме Козинцева. Стоит сказать, что сам сюжет и идея ему не нравилась, но все же он решился сыграть роль, отказавшись от образа Болконского в «Войне и мире» и главной роли в «Андрее Рублеве».
- Экранизация спектакля.
Известный режиссер и сценарист Григорий Михайлович Козинцев в 50-х годах прошлого столетия поставил спектакли «Гамлета» в Ленинградском театре. Спектакли пользовались большой популярностью среди зрителей, поэтому режиссер принял решение экранизировать спектакль. Стоит сказать что советские режиссера уже пытались воспроизвести спектакль на экраны еще с времен немого кино.
Фильм Григория Михайловича стал первой советской экранизацией «Гамлета».
- Роль Офелии.
На роль Офелии была приглашена популярная тогда Анастасия Вертинская. По мнению Козинцева, она идеально походила на эту роль: молодая, красивая, нежная, утонченная, единственное, что ей не хватало — эмоциональности. Казинцев говорил, что сердце ее не билось, поэтому Шостаковичу пришлось даже написать музыкальную постановку на новый лад.
Интересные факты из съемочного процесса
- Вертинская.
Для Вертинской перед съемкой был проведен специальный экзамен, который сильно поменял ее отношение к работе. Несмотря на долгие попытки и усилия, у актрисы не получалось сыграть сцену безумия. Она злилась, срывала кружевной воротник платья. Режиссер останавливал съемку, а воротничок заново пришивался костюмерами. Постепенно это начало раздражать актеров, но режиссер успокаивал их, уверяя, что спустя время им удастся довести ее до сумасшествия (это была такая шутка).
- Где проходили съемки.
Съемки проходили близ города Таллин. На строительство главной декорации, замка Эльсинора, ушло около шести месяцев. Для некоторых сцен использовались павильоны «Ленфильма» и средневековый монастырь.
- Декорации.
Замок поставили на обрыве. Декорация представляла из себя конструкцию, сделанную из металлических ящиков для молока. Эти ящики набивались тканью и заливались цементом.
Сейчас место, где находился этот замок, является туристическим объектом, носящим название «Скала Гамлета».
- Атмосфера.
Чтобы добиться характерной угнетающей атмосферы, съемочная группа специально ездила к Баренцеву морю. Самый знаменитый монолог Гамлета «быть или не быть» был снят на берегах Черного моря в Крыму.
- Черно-белый фильм.
Несмотря на распоряжение министра культуры сделать фильм цветным, Козинцев же считал, что именно черно-белая пленка придаст фильму необходимую трагичность.
Сделать фильм более выразительным помогли софиты, которые сказались на здоровье главного актера Иннокентия Смоктуновского. Находясь под постоянным ярким блеском софитов, он сильно испортил зрение, поэтому сразу после съемок отправился в клинику для лечения. Проблемы со зрением преследовали его до конца жизни.
Народное признание
- Народное признание шекспировской трагедии.
При жизни Шекспира трагедия «Гамлет» была издана три раза, но все они считаются пиратскими, то есть неофициальными. Трагедия выпускалась без разрешения автора, поэтому заключала в себе лишь монологи главного героя, что совершенно изменило смысл, идею произведения и авторский посыл.
В дальнейшем все же удастся представить произведение в полном содержании. Интересно, что деление трагедии на акты не является работой Шекспира.
- Встреча фильма Козинцева публикой.
Зрители встретили творение Козинцева с величайшим восторгом несмотря на то, что он занял всего лишь девятнадцатое место в прокате, люди, посмотревшие Гамлета, выходили из зала с восторгом и говорили только о нем.
- Фестивали.
Фильму удалось выйти даже на мировой уровень. Его показывали на европейских фестивалях. Российскому Гамлету удалось завоевать внимание и уважение зрителей со всего мира и получить призы Венецианского кинофестиваля и Фестиваля шекспировских кинофильмов.
- Перевод на русский язык:
Перевести бессмертную трагедию пытались многие деятели искусства в России. Самыми известными и знаменитыми переводами считаются работы Бориса Пастернака и Михаила Лозинского. Пастернак, в отличие от Лозинского, наделил произведение своим особенным языком, добавив в него яркие и выразительные слова.
https://www.youtube.com/watch?v=5XWbGN0zmlw